СТАТИСТИКА ВІДВІДУВАНЬ

23601911
Сьогодні
Вчора
На цьому тижні
Цього місяця
Попереднього
Загалом
610
0
610
610
211578
23601911

Ваша ІР адреса: 172.20.0.5
2024-12-02 12:35

Календар

Грудень 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Нд
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5

Історія

Культурное и общественное развитие Северного Причерноморья Друк E-mail

Северное Причерноморье, в силу исторических условий, не имело ни собственных традиций, ни культурного наследия, которые накладывали свой отпечаток на общественное и культурно-просветительское движение других регионов России. Практически все здесь приходилось создавать заново. Многое зависело от расположенных в Николаеве штаба и канцелярии Главного командира Черноморского флота и портов и, конечно, от самого Главного командира.

Немалую роль в создании культурных традиций города сыграли его первые учреждения: Черноморское гидрографическое депо карт с большой по тому времени морской библиотекой и кабинетом редкостей, Черноморское штурманское училище и другие морские учебные заведения, типография при штурманском училище, а затем при гидрографическом депо, школа практического земледелия, чуть позже Морская обсерватория и другие.

Уже в раннем Николаеве жили и трудились инженеры, архитекторы, ученые, писатели И.Е.Старов, И.И.Князев, П.В.Неелов, Ф.Деволан, М.Г.Ливанов, К.Х.Кнорре, П.И.Суворов, Д.С.Самойлович, С.С.Бобров, П.М.Захарьин, С.И.Селивановский и другие. И хотя пребывание большинства из них в Николаеве было кратковременным, оно так или иначе оказывало позитивное влияние как на общественную, так и на культурную жизнь города.

Наряду с выпускниками николаевских военно-морских учебных заведений, здесь служат питомцы Петербургского морского корпуса (училища), Балтийского штурманского училища, Петербургского училища корабельной архитектуры, Морского артиллерийского училища, а также отдельные выпускники высших технических и гуманитарных учебных заведений из крупнейших городов России. И понятно их стремление сохранить тот образ жизни, времяпрепровождение, тот уровень культуры, который успел у них сформироваться.

Но, и это следует подчеркнуть, в условиях предельной централизации управления существенную роль здесь играл Главный командир, наделенный практически неограниченной административной властью в Николаевском военном губернаторстве, а вне его владений - Херсонский губернатор и члены губернской управы. Прибыв из других частей империи, обычно крупных культурных центров, они, как правило, приносили с собой и стремились утвердить формы организации общественной и культурной жизни, знакомые им по прежнему месту службы. При этом заметное влияние здесь оказывали супруги Главных командиров и других высших административных начальников, как правило, это были образованные, энергичные лица, к тому же не без дарований. От их вкуса, пристрастия и манер зависело многое.

Зимой большинство моряков находилось на берегу и, естественно, задача морского начальства заключалась в том, чтобы как можно лучше занять их свободное время. Этому, собственно, и служили вечера и балы в Дворянском, а затем Морском собрании, в доме Главного командира, самодеятельные музыкальные и театральные вечера, в том числе и силами учащихся Черноморского штурманского училища. В летнее время организовывались гуляния на городском бульваре, где играла военная музыка, а также в других местах отдыха.

В 1840 году на улице Московской, №5, в полуподвальном помещении, построенном наподобие корабельного трюма, владельцем столярной мастерской Иваном Васильевичем Миллером, был открыт первый в Николаеве частный театр на 700 мест. Город стали посещать труппы профессиональных актеров, певцов, музыкантов. Но в целом - это было типичное российское захолустье, каких было много в то время. Имеющиеся в краеведческой литературе указания на то, что по меньшей мере хотя бы литературная жизнь здесь была весьма активной,  не находят подтверждения.

В.Г.Белинский, посетивший Николаев в 1846 году вместе с гастролировавшим М.С.Щепкиным, оставил далеко не лестные замечания о культурной жизни города. В письме к жене М.В.Белинской от 17-23 июля 1846 года он сообщает: "Жить а Николаеве довольно скучно. Это первый город, в котором у нас не нашлось ни одного знакомого. Город этот флотский и набит матросами и их офицерами. Спектакли идут плоховато". Впрочем, еще более тягостное впечатление оставил у Белинского губернский Херсон. В письме к жене же М.В.Белинской от 23 августа 1846 года критик иронизирует: "Кто хочет насладиться долголетием, тому советую поехать в Херсон: если он в нем проживет год, ему покажется, что он прожил мафусаиловы веки, жизнь утомит его, и душа его востоскует по успокоительной могиле".

С 1796 года в Николаеве начала функционировать городская дума из шести ее членов (согласно Городовому положению 1785 года), которая практически на общественную, а также на культурную жизнь города влияния не оказывала, а занималась раскладкой и сбором государственных повинностей. Средства для городской кассы собирались медленно, были небольшими, что, естественно, сказывалось на самой жизни города. Даже первые ростки общественного движения появились в Николаеве по инициативе, так сказать, верхов. Это было основанное в 1845 году Женское (Дамское) благотворительное общество, во главе которого стояла Екатерина Тимофеевна Лазарева, жена вице-адмирала, Главного командира, военного губернатора Николаева и Севастополя.

Крымская война 1853-1856 годов и последовавшее за ней расформирование Черноморского флота больно ударило по Николаеву и всему региону. Но дальнейшие события, последовавшие вслед за реформой 19 февраля 1861 года, привели к оживлению экономической и культурной жизни. Новая городская дума, созданная в 1872 году (на основании Городового положения 1870 года) во главе с городским головою и городской управой, могла более активно воздействовать на общественную и культурную жизнь.

Одно за другим, как правило, с запозданием, по примеру других городов в Николаеве стали складываться различные общественные объединения или иначе - общества. Участие в их работе способствовало развитию определенных способностей самих участников, являлось чуть ли не единственным способом утвердить себя в духовной сфере.

Это прежде всего общества, имевшие целью развитие экономической и торговой жизни города. Сюда относятся: Николаевское отделение русского технического общества (было создано в 1869 году и просуществовало до 1872 года; снова воссоздано в 1893 году; с 1900 года находится в собственном доме по улице Таврической, 46). Общество взаимного кредита (Большая Морская, угол Черниговской, 63), Плавучих элеваторов (Фалеевская, 7), Николаевских лоцманов (1-я Слободская, 99), Кредитное общество (основано в 1898 году и первоначально располагалось по улице Фалеевской, 6, угол Адмиральской; в 1913 году - угол Католической и Пушкинской; с 1914 - Наваринская, угол Потемкинской, 4), Взаимного кредита (Большая Морская, 63, угол Черниговской), Садоводства (с 1880 года, Сухой Фонтан), Любителей природы (с 1908 года, располагалось сначала на углу Соборной и Таврической, а с 1916 года - по улице Московской, 32). Взаимного вспоможения приказчиков-христиан, Взаимного страхования от огня (с 1880 года, улица Пушкинская, 48), Подаяния помощи при кораблекрушениях (создано в 1873 году, в 1878 году преобразовано в общество спасения на водах).

Ко второй группе следует отнести общества, ставящие своей целью распространение образования, а также повышение уровня художественного развития, эстетического воспитания. Это Комитет народных чтений (создан в 1887 году), Общество вспомоществования недостаточным лицам, стремящимся к образованию (с 1874 года располагалось по 1-й Слободской, 1, в здании мужской гимназии), «Просвита» (с 1907 по 1924 год), Русское императорское музыкальное общество (с 1891 года, располагалось по улице Адмиральской, против Дворца), Музыкальный кружок (с 1877 года), Музыкальные классы (с 1892 года), Музыкально-литературно-артистический кружок (с 1913 года), Императорское русское театральное общество, Общество фотографов-любителей (с 1901 года, располагалось на углу Глазенаповской и Херсонской улиц). А также периодически возникавшие и через некоторое время прекращавшие свое существование многочисленные самодеятельные театральные и музыкальные объединения.

Существенное место в этой группе занимают, и не по "статусу", а по сути самой своей деятельности, библиотеки: морская и общественная.

К этой же группе относятся также и общества, целью которых было повышение общей культуры и нравственности. Здесь имеются в виду: Комитет попечительства о народной трезвости (с 1896 года), Свято-Николаевское братство (с 1907 года), Общество покровительства животным (Мещанская, 22, ветлечебница) и другие.

К третьей группе относятся общества, ставившие задачу способствовать медицинскому образованию, просвещению и физическому развитию населения. А именно: Общество охранения народного здравия, Морских врачей (с 1859 года, располагалось по улице Большая Морская, 9), Городских врачей (угол Севастопольской и Соборной, дом Соболева), Фельдшеров, фельдшериц и акушерок (создано 15 января 1917 года), Шахматное общество (создано в 1893 году, но, просуществовав несколько лет, распалось, возобновило работу с 1901 года, располагалось в гостинице Иосифа Барбе, Соборная, 3), Общество "Русский скаут", Общество правильной охоты (Соборная, 3, гостиница Барбе), спортивные общества.

И, наконец, к последней группе относятся общества, цель которых - оказание помощи тем, кто по той или иной причине не в состоянии помочь самому себе. Это - Благотворительное общество (с 1845 года, располагалось во Дворце), Трудовой помощи (с 1900 года, цель - искоренение нищенства и бродяжничества, привлечение к труду путем подыскания работы, имело детский приют, располагалось на полигоне), Общество дома трудолюбия (Малая Морская, 43), Пособия бедным, оставляющим городскую больницу (с 1901 года, Спасская, 10), По устройству ночлежных домов и дешевых столовых (с 1868 года, располагалось - угол Малой Мещанской и Новосельской, 38, при Ночлежном доме №2), Попечительства о тюрьмах, Общество богадельни для бедных евреев, Попечения о бедных и бесприютных еврейских детях, Взаимопомощи на случай болезни и смерти.

Как мы видим, благотворительность входила чуть ли не необходимой составной частью в сферу повседневной жизни сугубо обеспеченной части населения. Но все это отнюдь не мешало, а скорее наоборот, стимулировало другие формы общественно-культурной деятельности, какими являются так называемые собрания или клубы. Ближайшая задача собраний - дать возможность их членам приятно и с пользой проводить свободное время. Для этого в собраниях (клубах) проводятся, помимо выступлений заезжих знаменитостей, всевозможные балы, маскарады, танцевальные и музыкальные вечера, чтения. Библиотеки собраний выписывают свежие журналы, газеты, книги. При клубах работали рестораны, буфеты. Но более всего публику сюда привлекали азартные игры, прежде всего в карты.

Членство было платным, а сами собрания управлялись выборными советами (комитетами) и считались юридическим лицом, обладали правом иметь имущество, здания, могли вступать в обязательства.

Элитарные собрания (клубы) были весьма популярны среди зажиточных слоев населения: быть членом собрания - значило иметь высокое положение. В Николаеве действовали: Благородное (с 1820 года), 1 января 1870 года переименованное в Морское собрание (в начале Адмиральской улицы), Яхт-клуб (с 1887 года, с выделением места под Бульваром, затем - Спасск), Городское собрание (с 1862 года, Большая Морская, 44, затем Большая Морская, 11, далее с 1902 года – Спасская, 38, угол Соборной), офицерское собрание 58-го пехотного Прагского полка (Глазенаповская улица, 12), Офицерское собрание 7-го Донского казачьего полка (угол Большой Морской и Инженерной, дом Гольберг).

Существовали собрания и рангом ниже, не столь престижные. Это Купеческое собрание (с 1863 года, имело свой отдельный дом с концертным и читальным залом), Собрание техников и мастеровых (с 1901 года, Глазенаповская улица, дом Эльвороти), Собрание (клуб) гражданских чинов (с 1905 года, угол Никольской и Фалеевской, бывший дом Аркаса).

Летние сцены, театральные площадки были на Бульваре, в так называемом Народном саду №1 Комитета трезвости (у Спасска), в Народном саду №2 (на Военном рынке), в Парке Ф.Ф.Бишлера (Варва-ровка).

Закрытые помещения - залы, вполне пригодные для различного рода выступлений и представлений, находились также в Техническом обществе (Таврическая, 46), в помещении Биржевого комитета (Большая Морская, 22), в Обществе взаимного страхования (Потемкинская, 48). Но, пожалуй, чаше других для культурно-просветительских, музыкальных и зрелищных мероприятий использовались зал Музыкального общества (напротив Дворца), зал Общества народной трезвости (угол Соборной и Севастопольской), концертный зал "Лира" (Рождественская, 7).

 

Джерело: Ковалева О.Ф.,Чистов В.П. Очерки истории культуры Южного Прибужья.(От истоков до начала XX века) Кн.1.Из прошлого культурной жизни на Николаевщине [Текст] / Ковалева О.Ф.,Чистов В.П. - Николаев : Тетра, 2000. - С.143-147.

Опубліковано: Субота, 24 березня 2012, 19:08
Иван Андреевич Борисов Друк E-mail

Офицер Черноморского флота, учитель Черноморского штурманского училища, отец декабристов братьев Андрея Ивановича и Петра Ивановича Борисовых, родился в 1763 (или в 1764) году. Окончил Петербургский морской кадетский корпус и прямо со школьной скамьи стал учителем в нем.

В связи с открытием Черноморского кадетского корпуса в Херсоне Потемкин исходатайствовал у Екатерины II разрешение о переводе и назначении в него опытных учителей из Петербурга. Ими оказались штурманы И.И.Жданов и И.А.Борисов. В 1789 году они были отправлены в Херсон вместе с двумя мичманами и 23 учениками греческой гимназии, изучавшими курс морских наук, - "для обучения гардемарин навигации". В начале августа того же года учителя с учениками были уже на месте. (58).

Из донесения обер-интенданта Афанасьева князю Потемкину следует, что воспитанники под руководством учителей "повторяли в учении математику, прикладывая к вещам, употребляемым в мореплавании, приобучаются наименованию снастей и началам мореплавания".

При переводе кадетского корпуса из Херсона в Николаев и преобразовании его в Черноморское штурманское училище И.А.Борисова назначают учителем математических наук в нем. Он переезжает в Николаев (1795).

Это был незаурядный человек, разносторонне образованный, с широким кругом интересов и знаний. Кроме того, что он обучал своих воспитанников математике и навигации, он бывал с ними в плавании между Николаевом и Керчью, руководил открытым в стенах училища театром и сценическими представлениями.

При закрытии в 1802 году зимнего сезона директор Черноморского штурманского училища М.И.Войнович издал приказ по училищу такого содержания: "За удовольствие поставляю изъявить мое одобрение и похвалу тем достойным ученикам Черноморского штурманского училища, кои участвовали сию зиму в действовании на театре. Усердные их старания ... возъимели толь счастливый успех, что заслужили всеобщее уважение и благодарность почтенной сего города публики, и тем самым составили честь училищу ... При сем и ревностные и благоуспешные в сем деле попечения г. майора Борисова, как о содержании театра в порядке, так и о наставлении и приуготовлении действующих, имеют право к особливой моей признательности, которую сим образом ему и свидетельствую"  (59).

И.А.Борисов был единственным учителем и наставником своих сыновей и оказал на них большое влияние. В программе их обучения были русский язык, география, история, математика и начала астрономии. История, преподаваемая им, включала в себя историю греков и римлян. Из нее сыновья черпали первые понятия о демократии, республике, народоправстве. Трезвая обстановка бедной семьи рано давала закал воле, знакомила с тяжелыми сторонами жизни. В семье царила нравственная чистота, доброта, честность, без показного ханжества, впоследствии младший сын его Петр Иванович, отвечая на вопросы следственной комиссии по делу декабристов, писал: "Мой родитель не старался влить в меня чрезмерной набожности, он часто говорил мне, что богу приятнее всех жертвоприношений видеть человека честным и делающим добро, что бог смотрит не на полные, но на чистые руки, а еще более на чистое сердце".

Отец внушал сыновьям: "Невежество всегда было источником лютейших бедствий человеческого рода".

7 марта 1804 года И.А.Борисов вышел в отставку и переехал с семьей в Курскую губернию - на родину своей жены Прасковьи Емельяновны. С этого времени сведений о нем почти никаких нет. Известно только, что после выхода в отставку он занимается "архитектурой": чертит планы провинциальных домишек, следит за их постройкой: скудного пансиона в 200 рублей в год - главного средства существования семьи из 5 детей - нехватает. В 1826 году ахтырский земский исправник донес Слободско-украинскому гражданскому губернатору, что Борисов И.А. живет в наемной квартире и "находится в самом бедном положении".

Умер Иван Андреевич Борисов в 1833 году.

 

Джерело: Ковалева О.Ф.,Чистов В.П. Очерки истории культуры Южного Прибужья.(От истоков до начала XX века) Кн.1.Из прошлого культурной жизни на Николаевщине [Текст] / Ковалева О.Ф.,Чистов В.П. - Николаев : Тетра, 2000. - С.137-139.

Опубліковано: Четвер, 22 березня 2012, 14:11
Михаил Георгиевич Ливанов (1751-1800) Друк E-mail

Ученый агроном и животновод Михаил Георгиевич Ливанов - один из пионеров освоения земель Северного Причерноморья.

После окончания с отличием Московского университета в 1772 году М.Г.Ливанов продолжил учебу в Оксфордском университете и стажировался в лучших хозяйствах Англии. В 1786 году в Петербурге выходит его книга в двух томах "Наставление к умозрительному и делопроизводному земледелию".

Еще до появления в свет этой книги Екатерина II письмом от 1 сентября 1785 года рекомендовала М.Г.Ливанова князю Г.А.Потемкину, который в марте 1786 года направляет его в Крым, где ученый проводит огромную работу по сельскохозяйственному освоению присоединенных земель. В начале 1788 года он совместно с В.П.Прокоповичем создает здесь, в имении помещика Петковича, образцовое хозяйство.

Осенью того же 1788 года М.Г. Ливанов находится уже среди участников осады Очакова. Жгучие морозы, сопровождавшие Очаковскую кампанию, а также испытания, выпавшие на его долю, не прошли даром: в 1789 году у М.Г.Ливанова наступает паралич левой части тела. И хотя здоровье его затем полностью не восстановилось, он неутомимо продолжает работать.

С целью распространения среди переселенцев навыков культурного земледелия, а также обогащения рациона матросов и адмиралтейских мастеровых Г.А.Потемкин принимает решение создать в Богоявленске "Училище практического земледелия" во главе с профессором М.Г.Ливановым. В этом ему деятельно помогает его бывший учитель, в прошлом профессор натуральной истории и земледелия Московского университета, с 1777 года проживающий на юге России, Матвей Иванович Афонин.

В Богоявленске для школы была выделена земля, закуплены плуги, бороны и другие орудия земледелия.

Школа, созданная в 1790 году, просуществовала до 1797 года. Это была первая сельскохозяйственная школа в России (55). Школа в Богоявленске была ориентирована на широкие слои земледельцев. На ее территории был выделен участок, на котором англичанину Вильяму Гульду было поручено развести ботанический сад с аптекарскими травами (56), а также учредить ферму на английский манер для снабжения флота солониной и огород - для снабжения горохом, фасолью, салатом.

Во "Всеподданнейшем донесении" вице-адмирала Н.С.Мордвинова, председателя Черноморского адмиралтейского правления, первого губернатора Николаева, Екатерине II в 1792 году находим: "При селении Богоявленске начато заведение училища для землепашества. Земля обрабатывается орудиями, сделанными по правилам механики, где с малыми силами производится наибольшее действие. Все части оной науки преподаются на самом опыте поселянам, принадлежащим к адмиралтейству, профессором Ливановым и тремя адъюнктами" (57).

В это же время М.Г.Ливанов создает учебник по животноводству "Руководство к разведению и поправлению домашнего скота", опубликованный в Петербурге в 1794 году. Книга долго не расходилась. "Грубым и заматерелым в предрассудках" владельцам земли, как выражался сам Ливанов, не нужны были ни его книги, ни работа, ни школа, а несчастные крестьяне так забиты, что им было не до науки.

Тем не менее, профессор готовит к изданию свою новую книгу. Изданная в Николаеве в 1799 году, она состояла из пяти частей и называласьземледелии, скотоводстве и птицеводстве". Автор выступает в ней за самую тесную связь земледелия с животноводством, в том числе и молочным, считая их неотделимыми друг от друга. Он предлагает целую систему мероприятий по улучшению животноводства, считая первостепенной задачей правильное кормление и содержание скота, большое значение в книге придается разведению в южных районах страны овец, особенно тонкорунных, а также развитию свиноводства

Занимался М.Г.Ливанов, вместе с М.И.Афониным, также и изучением природных ресурсов края. Полковник М.Л.Фалеев, главный ревнитель и исполнитель воли Г.А.Потемкина, писал вице-адмиралу Н.С.Мордвинову - председателю Черноморского адмиралтейского правления, что Г.А.Потемкин "за найденные серебряные и железные руды, также и каменный уголь, мрамор, краски, употребляемые теперь при адмиралтействе с великою пользою для казны профессором Ливановым, обещал вечный пансион исходатайствовать и для излечения его болезни послать на теплые воды на казенный кошт."

Мы не знаем, было ли исполнено это обещание Потемкина. Скорее всего,  нет. Ибо известно, что М.Г.Ливанов скончался в 1800 году в Николаеве, в бедности, не дожив и до пятидесяти лет. Также в бедности скончался в Николаеве в 1810 году его соратник профессор М.И.Афонин.

 

Джерело: Ковалева О.Ф.,Чистов В.П. Очерки истории культуры Южного Прибужья.(От истоков до начала XX века) Кн.1.Из прошлого культурной жизни на Николаевщине [Текст] / Ковалева О.Ф.,Чистов В.П. - Николаев : Тетра, 2000. - С.134-137.

Опубліковано: Четвер, 22 березня 2012, 14:06
Учительский институт Друк E-mail

Был открыт, вместе с городским начальным училищем при нем, 27 октября 1913 года. Институт располагался на Никольской улице, №12 в арендованном бывшем садоводстве Бель-Вю, принадлежавшем наследникам зажиточного николаевского купца Ефима Аристовича Берга, скончавшегося в 1905 году, личного почетного гражданина, гласного городской думы, старейшины городского собрания. Садоводство особенно славилось своими хризантемами, которые здесь выращивали тысячами. (Здание сохранилось).

Следует отметить, что до 60-х годов XIX века специальных учебных заведений для подготовки учителей в низшие учебные заведения не существовало. Затем, по положению от 1 марта 1864 года, чтобы преподавать в них, необходимо было выдержать соответствующие испытания при гимназии или университете. В конце 60-х годов появились учительские семинарии, мужские или женские, а с 1872 года - учительские институты. Рассчитанные на трехлетний срок обучения и дававшие среднее педагогическое образование, они готовили преподавателей широкого профиля для шестилетних городских начальных училищ, а затем и для так называемых высших начальных училищ. Последние стали создаваться на основе правительственного решения от 1 июля 1912 года. В отличие от городских училищ, высшие четырехгодичные начальные училища (но уже на базе одноклассных трехгодичных начальных училищ) включали в свой учебный план новые предметы, в частности, алгебру, геометрию, физику.

Воспитанниками учительских институтов в большинстве случаев становились бывшие народные учителя. Всего же тогда в стране действовало около шестидесяти типов различных начальных школ, плохо стыкующихся прежде всего с системой общего среднего образования.

Правила приема и учебная программа в Николаевском учительском институте была та же, что и в Феодосийском. Сюда принимались лица мужского пола в возрасте от 16 до 25 лет. Могли поступать и старше, но по особому постановлению педагогического совета.

Поступить в институт можно было только в начале учебного года и не иначе как в первый класс. При этом, кроме метрического свидетельства, свидетельства об образовании в объеме учительской семинарии, краткой биографии, необходимо было представить свидетельство о поведении: для поступающих с учительских должностей - от инспектора народных училищ, а не бывших учителями - от местных властей.

В первый раз всего было подано 174 прошения, из которых к экзамену было допущено 98 человек. Из них было принято 24 казенных стипендиата и 5 своекоштных, с платой за обучение 40 рублей в год. Что же касается бесплатного городского училища, то здесь первоначально было создано два отделения. Одно соответствовало третьему классу городского шестиклассного училища, второе - четвертому классу. Всего сюда было зачислено 22 ученика.

Институт существовал за счет средств, отпущенных Министерством народного образования, и получал на свое содержание 31900 рублей в год. Кроме этого, часть средств ассигновала городская дума. Так, в 1915 году институту было отпущено думских средств в сумме 2157 рублей 50 копеек, из них 157 рублей 50 копеек за снабжение водой. Общежития при институте не было - учащиеся жили на частных квартирах.

Первым директором института (до 1922 года) был Петр Николаевич Жданов, до этого бывший директором такого же института в Иркутске. Жданов преподавал педагогику. Первым преподавателем русского языка и словесности был Андрей Михайлович Малинин, он же преподавал историю и географию. Физику и естествознание преподавал Николай Александрович Васильев, математику - Сергей Федорович Афанасьев. Черчение и рисование вел в институте Владимир Алексеевич Мурзанов - известный николаевский живописец, заведовавший местным художественным музеем имени В.В.Верещагина. Одновременно он преподавал этот же предмет в Первой мужской гимназии. Пение в институте преподавал Александр Михайлович Погодаев, гимнастику - подпоручик Прагского пехотного полка Людовик Казимирович Паевский. Он же отвечал и за физическое воспитание учащихся городских начальных училищ. Но пробыл он на этих должностях относительно недолго: призванный в действующую армию, он погиб в бою на германском фронтеоктября 1915 года. Похоронен в Николаеве.

Преподавателем городского училища при институте, получившем в июне 1915 года права и преимущества высших начальных училищ ведомства Министерства народного просвещения, был выпускник Екатеринославского учительского института Алипий Константинович Ткаченко. Законоучителем как в институте, так и в училище был священник Адмиралтейского собора Михаил Федорович Малявинский.

Многие подробности жизни института затерялись, забылись. Однако известно, что 10 февраля 1917 года в здании института в 8 часов вечера состоялся закрытый вокально-музыкально-литературный вечер, в котором приняли участие Л.И.Жданова - пение, М.К. Снежина (Каменская) - пение, М.П.Козакова - рояль, Григоровичрояль, В.М.Таткова – рояль, А.А.Лукинич - виолончель, Коган - скрипка. Выступал и хор под управлением К.Г.Зосина.

Первый институтский выпуск набора 1913 года состоялся в 1916 голу - 22 человека. А осенью 1917 года, согласно Положению от 14 июня 1917 гола, институт был существенно реформирован. Открываются три отделения: словесно-историческое, физико-математическое и естественно-географическое. К изучаемым прежде предметам прибавились новые: история русского языка вместе со старославянским, теория и психология творчества, методики и другие. Количество преподавателей увеличилось с 8 до 20 человек.

На каждое отделение по плану набора предполагалось набирать по 25 человек. Итого, учитывая трехлетний срок обучения, общее число обучавшихся могло достигнуть 225 человек.

Но работать по этим новым, измененным планам институту практически не пришлось. Напряженная политическая обстановка не могла не сказаться на ходе обучения. Занятия все время прерывались.

Следующие, на этот раз принципиальные и существенные перемены наступают осенью 1921 года, когда бывший учительский институт преобразуется в институт народного образования, с четырехлетним сроком обучения, одним факультетом, но с четырьмя отделениями: языка и литературы, социально-экономическим, физико-математическим и химико-биологическим.

 

Джерело: Ковалева О.Ф.,Чистов В.П. Очерки истории культуры Южного Прибужья.(От истоков до начала XX века) Кн.1.Из прошлого культурной жизни на Николаевщине [Текст] / Ковалева О.Ф.,Чистов В.П. - Николаев : Тетра, 2000. - С.133-135.

Опубліковано: Четвер, 22 березня 2012, 14:02
Мужское коммерческое училище имени С.Ю.Витте Друк E-mail

Открыто 9 декабря 1903 года. Располагалось училище в наемном двухэтажном здании на окраине города. Его первым директором стал бывший инспектор Николаевского реального училища Нарцисс Петрович Милевский.

Решающую роль в создании училища сыграл председатель местного биржевого комитета Григорий Антонович Властелица. Именно по его предложению 12 июня 1902 года общее собрание Биржевого общества постановило установить в городе Николаеве в пользу создаваемого коммерческого училища десятипроцентный дополнительный сбор с торговых документов. На этом же собрании было решено просить присвоить вновь создаваемому училищу имя статс-секретаря Его Величества Сергея Юльевича Витте - ввиду истечения десяти лет его деятельности на посту министра финансов и его заслуг в деле коммерческого образования.

Г.А.Властелица является и автором официально утвержденного 15 июля 1903 года устава училища. 23 декабря 1903 года последовало утверждение и самого Властелины в должности председателя попечительного совета данного училища.

Вновь открытое училище начало свою работу в составе четырех классов: младшего и старшего подготовительных и первого и второго - нормальных. Всего было зачислено 156 человек.

В приготовительные классы принимались мальчики в возрасте от 8 до 12 лет, в первый и второй основные - от 10 до 16 лет.

Процентная норма для евреев была увеличена до 50%. Кроме того, по просьбе председателя попечительного совета в 1905 году сверх этой нормы было принято еще 35 человек.

Позднее, 6 ноября 1909 года, специальным циркуляром Министерства торговли и промышленности предписывалось уменьшить определенную по уставу норму для евреев до 15%, что, по мнению попечительного совета училища, было "равносильно смертельному приговору". Однако состоявшемуся в начале 1910 года в Петербурге съезду коммерческих училищ совместно с торгово-промышленными организациями удалось добиться отсрочки выполнения этого решения.

Плата за обучение составляла в младшем приготовительном классе 85 рублей в год, старшем приготовительном - 100 рублей. В остальных классах - от 125 рублей и более в год.

Причем попечительный совет коммерческого училища освобождал от платы за обучение больше учеников, чем попечительные советы других учебных заведений. Так, при первом наборе в 1903 году были освобождены от платы за первое полугодие 47 учеников, то есть почти треть всего числа обучавшихся.

Программа обучения включала 25 предметов, в том числе: Закон Божий - во всех классах, включая подготовительные; русский язык - то же; немецкий язык - начиная с подготовительных и до 6 класса включительно; арифметика, чистописание и рисование - начиная с приготовительных и до 3 класса включительно; французский язык - с 1 по 6 класс; география с природоведением - с 1 по 4 класс; естественная история - с 3 по 5 класс; алгебра - с 3 по 6 класс; геометрия - с 4 по 6 класс; химия - в 4 и 5 классах; физика и товароведение - в 5 и 6 классах; коммерческая география - с 5 по 7 класс; коммерческая арифметика, бухгалтерия с корреспонденцией; политическая экономия - в 6 и 7 классах. Только в 7 классе изучались предметы: коммерческая корреспонденция, в том числе отдельные уроки корреспонденции на французском языке; законоведение, финансовое право, история торговли.

Средний общий процент успеваемости по училищу составлял около 90%. Первый выпуск в составе 32 человек состоялся в 1909 году. Окончившие училище с Золотой и Серебряной медалью получали степень кандидата коммерции и звание личного почетного гражданина. Остальные - аттестат и также звание почетного гражданина, что тогда, особенно для лиц еврейской национальности, было далеко не лишним.

Между тем, учиться в коммерческом училище было весьма нелегко и не только из-за характера самих предметов. Нелегким был сам быт училища. Вода сюда доставлялась водовозами. В зимнее время в помещении, отапливаемом печами, температура держалась на уровне 14-15 градусов, что, судя по официальным отчетам, считалось чуть ли не достижением. Здесь не было не только школьного двора, но даже места для отдыха в перерывах между уроками. В отчете училища за 1906-1907 учебный год читаем: "Испорченность воздуха вследствие скученности учеников, принесенных завтраков, а также близости клозетов, невозможность порезвиться, чтоб восстановить затраченную на уроках энергию, вот та картина, какую представляет наше училище, вмещающее 3,5 сотни учащихся в возрасте от 8 до 20 лет».

Тем не менее, в училище все-таки существовали химическая лаборатория, физический кабинет, кабинет естествознания и географии. Библиотека училища в 1910 году насчитывала 1238 книг 794 названий. Выписывалось 17 специальных и общих журналов и 6 детских.

В подвальном этаже училища Обществом вспомоществования бедным ученикам было устроено небольшое помещение, где учащимся предлагались горячие завтраки: котлеты или сосиски с гарниром, а также стакан чаю, молока или какао, за которые учащиеся платили по 8 рублей в полугодие. За неимущих частично или полностью уплачивало само Общество вспомоществования.

В 1908 году количество учащихся в училище составляло 338 человек, а число преподавателей - 31 человек. Благодаря устойчивому финансированию и высокой плате за обучение, оплата учительского труда здесь была выше, чем в других учебных заведениях. Так, оклад директора училища Н.П.Милевского составлял 3800 рублей в год (3200 рублей как директору и 600 рублей за 8 уроков в неделю), инспектор училища А.А.Маньковский получал 3300 рублей (2400 как инспектор и 900 рублей за 12 уроков в неделю).

Для сравнения отметим, что полицмейстер тогда получал 3500 рублей, столоначальник - 1800 рублей, земский врач - 1000-1200 рублей и квартирные - 100-300 рублей, земский фельдшер - 400 рублей в год.

Преподаватели в коммерческом училище получали жалование в зависимости от количества уроков: от 750 рублей - за 10 уроков в неделю, до 1950 рублей - за 26 недельных уроков. Преподаватель музыки Зельман Ицкович Зельцер, создавший в училище свой оркестр (шесть первых скрипок, пять вторых, два альта, две виолончели и фортепиано), автор "Марша коммерческого училища", получал 300 рублей в год. Столько же получал и преподаватель пения Николай Васильевич Давыдов.

Некоторые преподаватели, наряду с учительской работой, исполняли должность так называемого классного наблюдателя. Так, преподаватель рисования Николай Петрович Евстратов, получавший за свои 17 уроков в неделю 1635 рублей, за свою вторую должность получал 720 рублей в год.

Разумеется, училище не было изолировано от социальных волнений, происходивших в городе и в стране. В начале ноября 1905 года ученики старших классов предъявили своему училищному начальству резолюцию, где, наряду с требованием "семестриального способа преподавания" и права "посещения театров на какие угодно места", предлагалось также "разрешение посещения читален, общественных собраний и народных митингов". 1 мая 1906 года ученики 5 класса не явились на уроки, отговариваясь: "Не мог быть!" Педсовет, обсуждавший их поведение, ограничился персональными выговорами и снижением отметок по поведению до трех баллов.

Но в основном все шло по заведенному порядку. В свободное от занятий время проводились "литературно-музыкальные утра", где училищный оркестр исполнял "Марш Николаевского коммерческого училища", читались лирические стихи, басни (басню на украинском языке "Волк и Ягненок" исполнял ученик 1 класса Иванов), ставились отрывки из комедии Фонвизина "Недоросль", представлялись в лицах персонажи Гоголя из "Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем".

Гоголевскому юбилею столетия со дня рождения было посвящено отдельное, проведенное в марте 1909 года "литературно-музыкальное утро", в котором приняли участие как ученики Мужского коммерческого училища, так и ученики открытого в городе в 1907 году Женского коммерческого училища.

7 сентября 1909 года сто воспитанников училища посетили село Парутино, где ознакомились с раскопками древней Ольвии. Состоялись также ознакомительные экскурсии в Екатеринослав и Кривой Рог.

Увеселительные мероприятия использовались для поддержки тех учеников, которым было нечем платить за учебу. Так, 11 февраля 1907 года в пользу недостаточных учеников коммерческого училища в зале Городского собрания состоялся ученический театральный вечер. Под руководством артиста Н.Н.Рыбникова были поставлены две комедии: "Как они бросили курить" Трахтенберга и "Элка" Немировича-Данченко. 17 февраля 1910 гола в том же зале, тоже в пользу нуждающихся учеников был дан литературно-музыкальный вечер.

Проводились и другие литературно-музыкальные представления, на которых учащиеся демонстрировали свои художественные дарования и способности.

В 1916 году Мужское коммерческое училище, располагавшееся тогда уже по новому адресу (Таврическая, 12), перешло на новую восьмиклассную программу. Так что в 1917 году выпуска не было, а он должен был состояться в мае 1918 года.

Прошло семь десятилетий. Ныне бывший техникум советской торговли стал называться Николаевским коммерческим техникумом.

 

Джерело: Ковалева О.Ф.,Чистов В.П. Очерки истории культуры Южного Прибужья.(От истоков до начала XX века) Кн.1.Из прошлого культурной жизни на Николаевщине [Текст] / Ковалева О.Ф.,Чистов В.П. - Николаев : Тетра, 2000. - С.129-133.

Опубліковано: Четвер, 22 березня 2012, 14:00
Среднее механико-техническое училище Друк E-mail

Учреждено в апреле 1901 года постановлением Государственного Совета департамента промышленности, науки и торговли. Официально утверждено 12 марта 1901 гола. Первым директором училища был Владимир Александрович Углецкий. Училище располагалось по Адмиральской улице, 25, в доме Менкини, где занимало верхний этаж из одиннадцати комнат.

Всего в только что открытое училище было подано 38 заявлений, а зачислено в первый класс 17 человек. Официальное открытие училища состоялось 31 августа 1902 года.

Но уже тогда же было начато строительство нового двухэтажного помещения по Кузнечной улице, №3. Здание шириной в 36 саженей (одна сажень равняется 2,13 м) и шириною в 7 саженей обошлось городу более чем в 182 тысячи рублей. Проектировал его городской архитектор Евгений Антонович Штукенберг; строительство же велось под наблюдением городского инженера Леопольда Леопольдовича Роде. Через два года, в августе 1904 года, строительство здания было закончено.

Училище было четырехклассным, из расчета один класс - один год учебы. Кроме того, при училище был приготовительный класс, куда принимались окончившие городские училища и выдержавшие вступительные экзамены по русскому языку и математике в объеме пройденного курса. Сюда же принимались и окончившие четыре класса гимназии или реального училища, но с обязательным дополнительным вступительным экзаменом по физике в объеме опять-таки городского училища.

В первый класс принимались без экзаменов окончившие пять классов реального училища, а окончившие пять или шесть классов гимназии - с дополнительными экзаменами по предметам, программа которых ниже пяти классов реального училища (то есть по математике и физике).

Но вакансий в первый класс было мало - 1-2 человека. Основной прием осуществлялся через подготовительный класс.

Принимались в училище юноши в возрасте 15-20 лет, всех состояний и вероисповеданий (евреи - не более 10%). Обучение было платным. От платы за обучение освобождалось не более 1/7 части от общего числа учащихся.

При училище была низшая ремесленная школа, куда принимались дети 13-15 лет, окончившие курс начального училища. В 1902 году, в год своего основания, сюда было зачислено 12 человек.

В училище преподавались предметы: Закон Божий, математика (включая съемку и нивелировку), физика с химией, механические производства (технология металлов и дерева), строительное искусство, основы пароходной механики, кораблестроения и сельскохозяйственного машиностроения, черчение геометрическое, техническое и строительное, рисование.

Помимо образовательных предметов, учащиеся девять часов в неделю проходили практику в мастерских. Подготовительный класс - в столярной мастерской, 1-й - в слесарной, 2-й - в модельной, кузнечной и литейной. Учащиеся 3 класса посещали литейную и котельную мастерские, а также практиковались на станках, 4-й класс занимался сборкой машин.

Среди педагогов среднего механико-технического училища следует особо выделить инженера-технолога, удостоенного звания заслуженного преподавателя Владимира Владимировича Рюмина (1874-1937), автора многих книг и статей по электронике и химии, издателя журналов "Физик-любитель" (1904-1908) и "Электричество и жизнь" (1910-1918), преподававшего в училище физику и химию.

Математику вел инженер-технолог И.Н.Водопьянов; рисование - М.С.Шувалов; заведовал мастерскими инженер-технолог В.М.Емельянов, а главным руководителем практических работ в мастерских был П.М.Коровников. При училище существовал свой духовой оркестр, руководил которым К.А.Бианка.

Закончившим училище присваивалось звание и вручался диплом техника по судостроительной или механической специальности.

Всего в 1908 году в училище занималось 174 человека, в 1909 году - 167 человек, в 1910 - 188 человек. Учащиеся не замыкались в рамках своей специальности. Так, летом 1907 года двадцать из них во главе со своим новым директором Иваном Степановичем Некрасовым совершили образовательную экскурсию по маршруту: Николаев - Киев - Петербург - Харьков - Николаев. Ездили за свой счет. Поездка обошлась каждому в 20 рублей.

В конце 10-х годов механико-техническое училище было перепрофилировано в политехническое училище во главе с тем же директором И.С.Некрасовым. Училище тогда включало в себя "четыре отдела": строительный, механический, судостроительный и электротехнический.

В августе 1920 года на базе политехнического училища был создан на правах вуза техникум имени К.А.Тимирязева. Часть студентов (всего 120 человек) в это трудное, голодное время проживала в Доме пролетарского студенчества (бывшая Гаупвахта). Здесь же 15 сентября 1925 года была открыта столовая на 200 посещений.

Наконец, уже на основе техникума имени К.А.Тимирязева в 1930 году был создан Николаевский кораблестроительный институт.

 

Джерело: Ковалева О.Ф.,Чистов В.П. Очерки истории культуры Южного Прибужья.(От истоков до начала XX века) Кн.1.Из прошлого культурной жизни на Николаевщине [Текст] / Ковалева О.Ф.,Чистов В.П. - Николаев : Тетра, 2000. - С.127-129.

Опубліковано: Четвер, 22 березня 2012, 13:58
Техническое железнодорожное училище Друк E-mail

Основано 1 июля 1894 года. Первым начальником училища был инженер-механик Иосиф Никанорович Юрьев, инспектором - С.С.Галиновский. Официальное открытие училища состоялось 17 сентября 1894 года. Тогда училище находилось на улице Потемкинской, в доме Вальда.

С 26 октября 1896 года училище помещается в собственном, то есть принадлежавшем Министерству путей сообщения, одном из лучших тогда в городе двухэтажных каменных школьных помещений. Располагалось оно на углу Бульварной (позже - улица Пушкинская) и Пограничной улиц, на открытой со всех сторон площади. Фасадом выходило на Бульварную улицу, часть которой у здания училища была вымощена.

Верхний этаж здания был отведен под три просторных класса. Здесь находились также кабинет начальника училища, учительская, библиотека, физический кабинет, кабинет училищного врача и большой, во всю длину здания, рекреационный (актовый) зал.

На первом этаже помещались две мастерские: слесарная и плотнично-столярная. Кроме этого, здесь находились квартира начальника училища - из шести комнат, канцелярия и швейцарская.

Одно время это было единственное в Николаеве учебное заведение, которое освещалось электричеством. Во дворе был разбит цветник, сад. Рядом находилось общежитие.

К вступительным проверочным испытаниям допускались мальчики не моложе 13 лет, всех сословий и вероисповеданий, представившие свидетельства об окончании курса уездного, городского, сельского или церковно-приходского двухклассного училища. Экзаменовались по русскому языку и арифметике. Срок обучения в училище составлял три года. Плата за  обучение составляла 10 рублей в год. В среднем в каждом классе обучалось по 30 человек.

В соответствии с "Основными положениями о промышленных училищах" (1888 год) здесь готовили младших техников строительного дела на железных дорогах. В 1897 году, при начальнике училища инженер-механике Дмитрии Александровиче Кирьякове, сменившем скончавшегосясентября 1896 года И.Н.Юрьева, состоялся первый выпуск - 23 человека. Все они были определены на службу с жалованием в 60 рублей в месяц на разные железные дороги, в том числе на Восточно-Китайскую и Южно-Уссурийскую.

Кроме начальника училища Д.А.Кирьякова, в училище преподавали инспектор училища кандидат физико-математических наук Роберт Робертович Дибольд - член Совета Николаевского отделения Русского технического общества, председатель постоянной комиссии по техническому образованию; инженер-строитель Степан Иванович Высоцкий; гражданский инженер Федор Мефодиевич Олтаржевский и другие. Одно время учителем музыки состоял известный в городе музыкант Карл Антонович Бианка. В 1907 году он написал "Марш Николаевского Технического Железнодорожного училища", который впервые был исполнен в бенефис автора 30 июля на бульваре.

Всего в 1909 году преподавательский персонал насчитывал 8 человек. Выпуск учащихся в этом же году составил 23 человека. Все они были распределены на линейную службу Южных дорог.

При училище существовало и попечительство о недостаточных учениках. Непременным членом его был сам начальник училища, а в качестве одного из выборных членов - его супруга.

Вместе со всеми училище переживало и тяжелые моменты гражданской истории. В период первой мировой войны Николаевским комитетом Всероссийского союза городов помощи больным и раненым воинам 3 мая 1915 года в помещении технического железнодорожного училища был открыт лазарет №3 для нижних чинов на 110 коек. Начальником лазарета стал тогдашний начальник училища инженер-механик Николай Иванович Фадеев.

 

Джерело: Ковалева О.Ф.,Чистов В.П. Очерки истории культуры Южного Прибужья.(От истоков до начала XX века) Кн.1.Из прошлого культурной жизни на Николаевщине [Текст] / Ковалева О.Ф.,Чистов В.П. - Николаев : Тетра, 2000. - С.125-126.

Опубліковано: Четвер, 22 березня 2012, 13:54
Мореходный класс Друк E-mail

Готовил кадры для коммерческого флота - шкиперов и штурманов каботажного плавания. О необходимости открытия такового заявлял еще в 1867 году вице-адмирал Б.А.Глазенап. Но устав школы был утвержден только 20 августа 1871 года, а сама она открыта была уже при вице-адмирале Н.А.Аркасе, военном губернаторе, Главном командире Черноморского флота и портов, и сначала помещалась по улице Потемкинской, 74, а позже по улице Острожной, 10. Принимались сюда юноши всех сословий в возрасте от 14 до 20 лет, умеющие читать и писать. Жили на частных квартирах, одевались за свои деньги, но обучение было бесплатным - за счет средств государственного казначейства и пособий от Мещанского общества.

В 1881 году Мореходный класс переходит в ведение Министерства народного просвещения. Он по-прежнему располагается в наемных помещениях, которые неоднократно приходилось менять (Аптекарская, 21, Потемкинская, 85 и другие). Собственно, это был не класс, а классы, ибо срок обучения был рассчитан на два года и учащиеся делились на обучавшихся в старшем и младшем классах.

В 1897 году в младшем классе обучалось 17 человек, в старшем - 25 человек. Количество преподавателей, включая заведующего классом, ограничивалось четырьмя-пятью человеками, которые к тому же получали довольно умеренную плату. Так, старший преподаватель, он же заведующий, получал 65 рублей в месяц; младший преподаватель - 40 рублей, остальные - и того меньше.

Позднее, при начальнике школы полковнике Иване Михайловиче Криницком, школа переходит в ведение Главного управления торгового мореплавания и портов при Министерстве торговли и промышленности. В соответствии с Положением от 6 мая 1902 года о мореходных учебных заведениях в системе этого министерства 1 июля 1903 года Мореходный класс был преобразован в Мореходную школу.

В школу стали принимать юношей с 17 лет с образованием в объеме начального народного училища или церковно-приходской школы и проплававших на парусных судах не менее одного года. Последнее условие оказалось весьма нелегким, и в 1903 и 1904 годах школа не имела ни одного ученика. Но на 31 октября 1904 года в ней насчитывалось уже 15 учеников        и начались правильные классные занятия.

Срок обучения в двухклассной мореходной школе продолжал оставаться двухлетним. Школа готовила штурманов 3 и 4 класса - судоводителей парусных судов, а также помощников капитанов на паровых судах малого плавания.

В 1906-1907 учебном году, при начальнике школы Скарайне, в школе насчитывалось учеников 1 класса - 14 человек, 2 класса – 7  человек.

 

Джерело: Ковалева О.Ф.,Чистов В.П. Очерки истории культуры Южного Прибужья.(От истоков до начала XX века) Кн.1.Из прошлого культурной жизни на Николаевщине [Текст] / Ковалева О.Ф.,Чистов В.П. - Николаев : Тетра, 2000. - С.124-125.

Опубліковано: Четвер, 22 березня 2012, 13:52
Элементарная подготовительная школа С.И. и А.И. Ильиных Друк E-mail

Основана 1 ноября 1862 года дочерьми генерал-майора морской артиллерии Ивана Васильевича Ильина, в доме по улице Католической, №3. По замыслу ее основателей, школа была призвана создать благоприятные условия для овладения элементарными знаниями наук. Изначальное обучение строилось на индуктивном методе, когда формированию понятий предшествуют систематические упражнения с последовательным переходом от наглядного к отвлеченному. Дети обоего пола в возрасте от 5 до 7 лет, не зная твердо ни чтения, ни письма, в процессе игры учились сравнивать, вычислять, рассуждать. Но это в классе подготовительном. Кроме него, имелось еще три класса. Общее число учащихся составляло 60 человек.

23-24 июня 1863 года проездом из Крыма Великий князь Константин Николаевич и Великая княгиня Александра Иосифовна посетили школу, и Александра Иосифовна пригласила одну из девиц Ильиных, Елизавету Ивановну, в качестве воспитательницы для своих детей. В числе последних был и Великий князь Константин Константинович Романов (1858-1915), в дальнейшем - поэт, представитель школы чистого искусства, публиковавшийся под псевдонимом К.Р. Как свидетельствуют его дневники, К.К.Романов испытывал искреннюю привязанность к своей первой учительнице, рано скончавшейся. Будучи в Николаеве в июне 1879 года, он побывал на ее могиле.

Позже в школу стали принимать детей в возрасте до 9 лет. Но общие принципы преподавания не изменились. О них говорится в опубликованной в Петербурге в 1872 году брошюре Александры Ильиной "Несколько заметок о преподавании арифметики в элементарной школе Ильиных".

Школа приготовляла мальчиков в 1 класс классических гимназий и во 2 класс реальных училищ или военных гимназий; девочек - во 2 класс женских гимназий.

Плата за обучение в год составляла в младших классах - 60 рублей, в старшем - 75 рублей. Школа имела большое количество учебных пособий по начальной математике и естественным наукам. За пользование учебными пособиями вновь поступающие вносили 10 рублей за все время пребывания в школе.

При школе был пансион. Полные пансионеры платили в год 350 рублей.

 

Джерело: Ковалева О.Ф.,Чистов В.П. Очерки истории культуры Южного Прибужья.(От истоков до начала XX века) Кн.1.Из прошлого культурной жизни на Николаевщине [Текст] / Ковалева О.Ф.,Чистов В.П. - Николаев : Тетра, 2000. - С.123-124.

Опубліковано: Четвер, 22 березня 2012, 13:47
Южнославянский (Болгарский) пансион Друк E-mail

Турецкое иго заставило болгар искать поддержки своей культуре за пределами владений Османской империи, прежде всего в России. Многие деятели болгарской культуры учились и публиковали свои труды в России. Мало того, они ориентировались на Россию и надеялись, что освобождение их родины будет достигнуто с ее помощью. Так оно и произошло. После разгрома Россией Турции в войне 1877-1878 годов в соответствии с Тырновской конституцией 1879 года Болгария была объявлена княжеством, а в 1908 году становится царством.

Еще в 1862 году в Николаеве при Первой мужской гимназии начал функционировать пансион, в котором проживали учившиеся в гимназии выходцы из балканских стран. В 1867 году пансион был преобразован в Южнославянский (Болгарский) частный пансион Тодора (Федора Николаевича) Минкова. Официально открытие этого пансиона состоялось 1 марта 1867 года. Располагался он по улице Никольской, 65. (В дальнейшем - Розы Люксембург, 71, здание разрушено в 1991 году).

На содержание одного воспитанника Южнославянского пансиона, как и гимназического пансиона, казна отпускала 300 рублей в год. Принимались сюда и не иностранцы, но тоже ученики николаевских учебных заведений. В этом случае им необходимо было самим платить за свое содержание - те же 300 рублей в год.

Известно, что в 1881 году в пансионе проживало 115 учеников реального училища или гимназии. Из них болгар - 103, сербов -3, чехов - 1, русских - 8. Через год, в 1883 году, всех воспитанников было 105 человек. Среди них болгар - 88, сербов - 1, черногорцев - 1, чехов - 1, русских - 13. 57 воспитанников обучались в реальном училище, 46 - в гимназии и 1 - в уездном училище.

После получения среднего образования в Николаеве часть воспитанников продолжала учебу в высших учебных заведениях России.

Пансион просуществовал до 1892 года. Он существенно пополнил ряды болгарской интеллигенции. Некоторые из бывших воспитанников оставили заметный след в избранном ими роде деятельности. Среди них - активные участники освободительного движения против власти турок: Атанас Узунов, Панайот Волов, Андрей Богданов, Михаил Греков, Яков Петков и другие.

Правительство Болгарии в 1908-1911 годах возглавил бывший воспитанник пансиона, в дальнейшем лидер Демократической партии Болгарии Александр Малинов. В разное время министерские должности занимали также бывшие пансионеры: Константин Никифоров, Тодор Тодоров, Петр Пешев, Петр Абрашев, Константин Писарев, Димитр Тончев.

В пансионе выходил рукописный литературный журнал "Братский труд", активное участие в издании которого принимал Алеко Константинов (1863-1897), выпускник Николаевской гимназии, а затем студент Новороссийского университета - известный болгарский писатель-сатирик, переводчик западно-европейской и русской поэзии.

Воспитанником пансиона являлся болгарин, уроженец Тирасполя, в дальнейшем изучавший право в Софии и Женеве Георгий Стаматов (1869-1942) - писатель-демократ, реалист.

В пансионе воспитывался и Константин Михайлов-Стоян, ставший впоследствии (с 1888 года) солистом Московского Большого театра. В 1907 году он возвращается в Болгарию, где в 1908 году принимает участие в создании первого болгарского оперного театра "Болгарское оперное творчество", режиссером и директором которого он был до конца своей жизни.

Видными болгарскими учеными стали бывшие воспитанники южнославянского пансиона: Димитр Матов - доцент славянской филологии в Софийском высшем училище; Марин Бычваров - создатель астрономической обсерватории в Софии; Георгий Кирков - математик, член Болгарской академии наук; Пенчо Райков - химик, член Болгарской академии наук; Антон Каблешков - юрист, член Болгарской академии наук и другие.

 

Джерело: Ковалева О.Ф.,Чистов В.П. Очерки истории культуры Южного Прибужья.(От истоков до начала XX века) Кн.1.Из прошлого культурной жизни на Николаевщине [Текст] / Ковалева О.Ф.,Чистов В.П. - Николаев : Тетра, 2000. - С.121-123.

Опубліковано: Четвер, 22 березня 2012, 13:46