Історія освіти
Техническое железнодорожное училище |
Основано 1 июля 1894 года. Первым начальником училища был инженер-механик Иосиф Никанорович Юрьев, инспектором - С.С.Галиновский. Официальное открытие училища состоялось 17 сентября 1894 года. Тогда училище находилось на улице Потемкинской, в доме Вальда.
С 26 октября 1896 года училище помещается в собственном, то есть принадлежавшем Министерству путей сообщения, одном из лучших тогда в городе двухэтажных каменных школьных помещений. Располагалось оно на углу Бульварной (позже - улица Пушкинская) и Пограничной улиц, на открытой со всех сторон площади. Фасадом выходило на Бульварную улицу, часть которой у здания училища была вымощена.
Верхний этаж здания был отведен под три просторных класса. Здесь находились также кабинет начальника училища, учительская, библиотека, физический кабинет, кабинет училищного врача и большой, во всю длину здания, рекреационный (актовый) зал.
На первом этаже помещались две мастерские: слесарная и плотнично-столярная. Кроме этого, здесь находились квартира начальника училища - из шести комнат, канцелярия и швейцарская.
Одно время это было единственное в Николаеве учебное заведение, которое освещалось электричеством. Во дворе был разбит цветник, сад. Рядом находилось общежитие.
К вступительным проверочным испытаниям допускались мальчики не моложе 13 лет, всех сословий и вероисповеданий, представившие свидетельства об окончании курса уездного, городского, сельского или церковно-приходского двухклассного училища. Экзаменовались по русскому языку и арифметике. Срок обучения в училище составлял три года. Плата за обучение составляла 10 рублей в год. В среднем в каждом классе обучалось по 30 человек.
В соответствии с "Основными положениями о промышленных училищах" (1888 год) здесь готовили младших техников строительного дела на железных дорогах. В 1897 году, при начальнике училища инженер-механике Дмитрии Александровиче Кирьякове, сменившем скончавшегося 1 сентября 1896 года И.Н.Юрьева, состоялся первый выпуск - 23 человека. Все они были определены на службу с жалованием в 60 рублей в месяц на разные железные дороги, в том числе на Восточно-Китайскую и Южно-Уссурийскую.
Кроме начальника училища Д.А.Кирьякова, в училище преподавали инспектор училища кандидат физико-математических наук Роберт Робертович Дибольд - член Совета Николаевского отделения Русского технического общества, председатель постоянной комиссии по техническому образованию; инженер-строитель Степан Иванович Высоцкий; гражданский инженер Федор Мефодиевич Олтаржевский и другие. Одно время учителем музыки состоял известный в городе музыкант Карл Антонович Бианка. В 1907 году он написал "Марш Николаевского Технического Железнодорожного училища", который впервые был исполнен в бенефис автора 30 июля на бульваре.
Всего в 1909 году преподавательский персонал насчитывал 8 человек. Выпуск учащихся в этом же году составил 23 человека. Все они были распределены на линейную службу Южных дорог.
При училище существовало и попечительство о недостаточных учениках. Непременным членом его был сам начальник училища, а в качестве одного из выборных членов - его супруга.
Вместе со всеми училище переживало и тяжелые моменты гражданской истории. В период первой мировой войны Николаевским комитетом Всероссийского союза городов помощи больным и раненым воинам 3 мая 1915 года в помещении технического железнодорожного училища был открыт лазарет №3 для нижних чинов на 110 коек. Начальником лазарета стал тогдашний начальник училища инженер-механик Николай Иванович Фадеев.
Джерело: Ковалева О.Ф.,Чистов В.П. Очерки истории культуры Южного Прибужья.(От истоков до начала XX века) Кн.1.Из прошлого культурной жизни на Николаевщине [Текст] / Ковалева О.Ф.,Чистов В.П. - Николаев : Тетра, 2000. - С.125-126.