СТАТИСТИКА ВІДВІДУВАНЬ

25078137
Сьогодні
Вчора
На цьому тижні
Цього місяця
Попереднього
Загалом
7828
20358
7828
522088
378323
25078137

Ваша ІР адреса: 172.20.0.3
2025-03-31 11:01

Історія

Культура Ольвии Друк E-mail

На правом берегу Бугского лимана, близ села Парутино Очаковского района, раскинулся античный город-государство Ольвия, который был основан в начале VI века до нашей эры греками, выходцами из малоазиатского города Милета. Название города означало на греческом языке "счастливая». Во время своего расцвета (V-III века до нашей эры) Ольвия была значительным экономическим и культурным центром Северного Причерноморья. Жители города (ольвиополиты) занимались ремеслами (металлообрабатывающее, гончарное, ювелирное, ткацкое и другие) и сельским хозяйством. Важное место в экономике Ольвии занимала торговля с греческими городами и с соседними скифскими племенами. Ольвия являлась полисом, иначе - автономным государством. Полис ее состоял из собственно города Ольвии и хоры, то есть сельскохозяйственной окрути. По своему политическому устройству Ольвия представляла собой демократическую республику, ограниченную рамками рабовладельческого строя.

В период расцвета Ольвии материальная и духовная культура ее достигла высокого уровня. Она явилась составной частью высокой античной греческой культуры, в то же время в соприкосновении с окружающими ее племенами постепенно приобрела местные особенности, дав совершенно новую культуру.

Высокого уровня достигли в Ольвии градостроительное искусство, строительная техника, архитектура, скульптура, прикладное искусство - все это заимствовано греческими переселенцами из метрополии. Памятники материальной и духовной культуры, найденные при раскопках Ольвии, представляют собой значительную художественную ценность. Это - античная скульптура: "куросы" (скульптурные изображения юноши с развитой мускулатурой - победителя состязания), терракоты (небольшие статуэтки из обожженной глины), рельефы с различными сюжетными изображениями. Мраморные стелы, фигурные сосуды, различные ювелирные украшения, бронзовое литье, резные изделия из кости, мозаика, полихромная вазопись, торевтика (изготовление металлических изделий путем гравировки, тиснения, чеканки) - все это дает представление о высоком художественном уровне греческих мастеров. Особое место занимает привозная расписная керамика с чернофигурными и краснофигурными изображениями, а также чернолаковая посуда - каждая из них представляет собой художественное произведение.

Сравнительно высокой для того времени была духовная культура Ольвии. Значительная часть населения была грамотной. Сохранились многочисленные греческие тексты, вырезанные на камне, надписи, процарапанные на сосудахграффити, на надгробных памятниках, свидетельствующие о широком распространении грамотности среди населения. Известно, что в IV веке до нашей эры в Ольвии был театр, в котором ставили трагедии и комедии, а также выступали приезжие музыканты, поэты, ораторы. В городе были и свои профессиональные музыканты, актеры. Жители Ольвии, как сообщает греческий философ и оракул Дион Хрисостом, посетивший Ольвию в I веке нашей эры, особенно любили произведения Гомера и почти все знали наизусть "Илиаду".

Среди ольвиополитов были свои авторы: ритор Бион Борисфенит (III век до нашей эры), софист и историк Посейдоний (III - I половина II века до нашей эры), Дионисий (конец III - I половина II века до нашей эры), написавший исследование по географии Северо-Западной части Причерноморья. Помимо перечисленных авторов, следует отметить безымянных для нас поэтов V века до нашей эры, писавших надгробные надписи в Олъвии.

О развитии физической культуры в Ольвии свидетельствует специальное спортивное сооружение - гимнасий. В нем молодежь, кроме учебы, занималась физическими упражнениями, борьбой, легкой атлетикой (прыжки, метание диска, копья) и другими видами спорта. Философы, ученые, риторы проводили с ними беседы. Руководил гимнасием гимнасиарх. Должность его приравнивалась к наивысшим в государстве. Сохранилась надпись, свидетельствующая о том, что спортом занимались высшие должностные лица: "Евресивий, сын Адоя, когда занимал должность архонта, победил в беге и прыжках".

Общественная жизнь в Ольвии была достаточно насыщенной и активной. Здесь проходили народные собрания, религиозные праздники и процессии в честь почитаемого божества, сопровождающиеся состязаниями, например, конными состязаниями в честь Ахилла.

В ольвийском пантеоне наиболее почитаемыми божествами были Аполлон Дельфиний, Деметра, Дионис, Кора-Персифона, Афина, Ольбиос, Ахилл Понтарх.

Ольвия, как и другие государства Северного Причерноморья, принесла с собой античную цивилизацию со всеми ее особенностями и достижениями на берега Черного моря. Греки, как носители более высокой культуры, оказали определенное влияние на культуру и последующее развитие местных народов.

Ковалева О.Ф.,Чистов В.П. Очерки истории культуры Южного Прибужья.(От истоков до начала XX века) Кн.1.Из прошлого культурной жизни на Николаевщине [Текст] / Ковалева О.Ф.,Чистов В.П. - Николаев : Тетра, 2000. -С.16-18.

Опубліковано: Середа, 21 березня 2012, 11:29
Геродот и Скифия Друк E-mail

Геродот.

Римская копия с греческого оригинала ІІІ в. до н.э. Национальный музей. Копенгаген

 

Любознательный Читатель. Давайте перейдем к скифам. Интересно, что сообщает о них Геродот.

- Сразу же отметим замечательную черту "отца истории" - он относится к "варварам", то есть иноземцам, с не меньшим уважением, чем к грекам. Четвертая книга "Истории" Геродота - истинный клад сведений о Скифии и скифах. Всем, что мы знаем о них, мы в основном обязаны Геродоту.

 Л ю б о з н а т е л ь н ы й   Ч и т а т е л ь. Да, но о скифах писали и другие авторы.

- О них писали и другие историки, греческие и римские. Но до сих пор история Геродота остается наиболее ценным и богатейшим источником сведений о них. Он первый сделал попытку очертить территорию Скифии. Интересно, для нас особенно, что центральным пунктом Скифии Геродот называет греческую колонию Ольвию.

Любознательный Читатель. Из этого вытекает, что он был в Ольвии?

- Вопрос спорный. Сам Геродот об этом умалчивает. Среди ученых единого мнения нет. Академик Борис Александрович Рыбаков, например, считает, что, безусловно, был.

Л ю б о з н а т е л ь н ы й   Ч и т а т е л ь. Любопытно, какой видел Геродот Скифию.

 - Он пишет, что поверхность Скифии ровная и безлесная, за исключением Гилеи.

Л ю б о з н а т е л ь н ы й   Ч и т а т е л ь. В местной прессе читал, будто бы наши «Лески» - ни что иное, как остатки Гилеи. Возможно ли это?

- Возможно. При заключении Кючук-Кайнарджийского мирного договора в 1774 году между Россией и Турцией описывали земли, которые отходили к России. 0 территории, занятой ныне Николаевом, писали, что на всем полуострове нет никаких достопримечательностей, за исключением тридцати пяти рощ и лесков дубового происхождения, а также источника пресной питьевой воды диаметром с блюдце. Отсюда и произошло название микрорайонаЛески. Ну, а Гилея, по Геродоту, - это лесистая область Скифии. 0 ней он говорит, что она находится за Борисфеном - от моря. Еще он говорит, что Гилея находится вблизи Ахиллова Бега. Большинство исследователей, придерживаясь точного смысла слов Геродота, считает, что Гилея начиналась на левом берегу Днепра от Кинбурнской косы и шла к востоку, между лиманом и морем. Полагают, что следы описанного Геродотом леса сохранились в пойме нижнего Днепра. Небольшие рощицы остались на Кинбурнском полуострове и в окрестностях Цюрупинска. В конце ХVIII - начале ХIХ веков исчез Байтальский лес на Тилигуле, лес на Громоклее. По сообщениям старожилов села Парутино, до конца XIX века возле самой Ольвии в степи и по балкам сохранялись отдельные перелески.

Любознательный Читатель. Вы упомянули Ахиллов Бег. Что это и откуда такое название?

- В отношении Ахиллова Бега ученые пришли к единому мнению, что это Тендровская коса. Согласно легенде, Ахилл праздновал здесь победу и устраивал состязания в беге.

Но вернемся к Скифии. Климат ее показался южанину-Геродоту суровым. Зима продолжается восемь месяцев, - пишет он. Среди главных рек (а их Геродот насчитывает восемь) он называет Борисфен и Гипанис.

Любознательный Читатель. Днепр и Южный Буг?

- Совершенно верно. О Южном Буге Геродот сообщает, что "река" Гипанис на расстоянии пяти дней плавания еще узкая и вода в ней пресная, а отсюда до моря на расстоянии четырех дней плавания вода чрезвычайно горькая. Ведь в нее впадает горький источник… Название источника и той местности, откуда он вытекает, - по-скифски "Экзампей".

 Любознательный Читатель. Что это за источник и где он находится?

- Исследователи считают, что источник этот - один из притоков Буга, и называют речки Солониху, Мертвовод, Синюху, Кодыму или соленую речку Гнилой Еланец. Единого мнения нет. Но наиболее распространенное мнение, что это речка Синюха. Вопрос этот для нас, жителей данных мест, имеет особо важное значение, так как связан с проблемой местопребывания скифов-пахарей, которых Геродот расположил у Экзампея.

 Л ю б о з н а т е л ь н ы й   Ч и т а т е л ь. Скифы - и вдруг пахари - это что-то новое. Обычно скифы считаются кочевым племенем, не занимающимся земледелием.

- Геродот свидетельствует, что были скифы царские. Они жили в степях между Днепром и Доном. По правобережью нижнего Днепра и в степном Крыму обитали скифы-кочевники. Между Ингулом и Днепром вперемежку с кочевниками жили скифы-земледельцы. В бассейне Южного Буга, близ Ольвии, обитали каллипиды, или эллиноскифы, севернее их - алазоны, а еще севернее - скифы-пахари - оседлое земледельческое население, которое большинство исследователей размещает между Южным Бугом и Днепром в их среднем течении. Археологические находки свидетельствуют об интенсивном развитии земледелия на этой территории и указывают на оседлый образ жизни населения.

Любознательный Читатель. Слыхал, что в наших местах находился храм Деметры, культ которой был распространен в Ольвии. Где именно? Что думают по этому поводу ученые?

- Местонахождение храма Деметры в свое время вызывало и продолжает вызывать многочисленные дискуссии, хотя Геродот довольно точно указывает на место, где он находился: между Борисфеном и Гипанисом «клинообразная полоса земли называется мысом Гиполая, на нем воздвигнут храм Деметры». Напротив храма у Гипаниса обитают борисфениты (так Геродот называет жителей Ольвии).

Уже с XIX века среди исследователей общепринято Гиполаев мыс отождествлять с современным мысом Станиславским. Но при археологических исследованиях Станиславского мыса никаких следов храма не обнаружено. Предполагают, что храм Деметры, построенный на оконечности мыса, обрушился в лиман в связи с интенсивным размыванием прибрежной полосы. Не забывайте, что между тем временем и нашим - бездна в двадцать пять веков!

Любознательный Читатель. И что же, скифы тоже поклонялись Деметре?

- Нет, Деметре они не поклонялись. Они поклонялись семи богам: Гестии, Зевсу, Гее, Аполлону, Афродите, Урании, Гераклу и Арею. Геродот указывает, что "у них не принято воздвигать ни изображений, ни алтарей, ни храмов никому из богов, кроме Ареса". Геродот говорит, что "у всех у них по округам их областей устраиваются святилища Ареса" в виде огромного кургана, на котором водружают железный акинак - скифский меч с коротким железным клинком. Он и является .изображением Ареса - грозного бога войны.

 Л ю б о з н а т е л ь н ы й Ч и т а т е л ь. Профессор Юрий Семенович Крючков рассказывал,  что при строительстве Николаевской морской обсерватории в двадцатых годах XIX века на Спасском холме в массе пепла был найден железный меч. Археологи считают, что это священный меч. Вполне возможно, что здесь находилось одно из скифских святилищ Арея. А вообще-то хотелось бы взглянуть в глаза этих людей, узнать, что они собой представляли, как жили.

- Тут снова нам на помощь приходит Геродот. Он рисует внешний облик этих людей, их образ жизни, нравы. Он подробно описывает существующие у них обычаи очищения, гадания, погребения, жертвоприношения, военные обычаи. От Геродота мы узнаем, что скифы питались пищей мясной и молочной, из кобыльего молока готовилиё масло и творог, о чрезвычайном изобилии в Скифии пчел и о многом другом. Он рассказал нам, как скифы чтут свои обычаи и старательно оберегают их от чужих влияний, особенно греческих.

 Л ю б о з н а т е л ь н ы й   Ч и т а т е л ь. У скифов не было письменности, и все же, не осталось ли каких-либо следов от скифского фольклора, который, безусловно, был у них?

- У скифов, как у всех народов, была своя мифология. Геродот первый, кто записывал ее. Интересно, что действие мифов, переданных Геродотом, происходит в Северном Причерноморье: миф о Геракле и змееногой деве Ехидне, от которых произошел родоначальник и властитель земли скифов; миф о том, как Геракл заснул в холодной Скифии, "натянув на себя львиную шкуру" убитого им льва; миф об амазонках, родина которых – Скифия; миф о сражении Ахилла с амазонками - действие этих мифов разворачивается в Гилее.

Сказочные мотивы отчетливо прослеживаются в преданиях о Таргитае и его трех сыновьях, о трех братьях и умении пользоваться луком, согнуть который мог только сильный герой. Предания о происхождении скифов (скифский миф), о том, что скифский царь выделил грекам территорию Пантикапея, о судьбе Скила и Анахарсиса, погибшего в Гилее, о переселении народов, о бегстве киммерийцев от скифов, о могилах киммерийских царей - все они, по мнению специалистов, восходят к скифскому или киммерийскому эпосу, часть которого была, очевидно, известна Геродоту.

Любознательный Читатель. Так неужели скифы - народ, помнивший свои предания и мифы, тщательно оберегающий свои обычаи от чужого влияния, - как могикане, бесследно исчезли с лика земли?

- Скифское царство просуществовало до II половины III века нашей эры и было уничтожено готами. Скифы были частично вытеснены, частично ассимилированы. Одним словом, растворились среди племен Великого переселения народов.

Карта Северного Причерноморья вV в. до н.э.

Скифский царь и скифские воины

 

Джерело: Ковалева О.Ф.,Чистов В.П. Очерки истории культуры Южного Прибужья.(От истоков до начала XX века) Кн.1.Из прошлого культурной жизни на Николаевщине [Текст] / Ковалева О.Ф.,Чистов В.П. - Николаев : Тетра, 2000. - С.13-16.

Опубліковано: Середа, 21 березня 2012, 11:26
Геродот и Киммерия Друк E-mail

Геродот.

Римская копия с греческого оригинала ІІІ в. до н.э. Национальный музей. Копенгаген

 

Любознательный Читатель. Считается, что первым писателем, рассказавшим о Северном Причерноморье, был древнегреческий историк Геродот. Давно ищу возможность узнать о нем какие-либо подробности. Да и об "Истории" его тоже.

- Геродот, сын Ликса, родился в молоазиатском городе Галикарнасе. Жил приблизительно между 485 и 425 годами до новой эры. Значительную часть своей жизни он посвятил путешествиям в различные страны Европы и Азии, а также в Египет. В числе множества мест, в которых он побывал, - Северное Причерноморье, вплоть до Ольвии. Результатом его путешествий явилось сочинение, которое впоследствии александрийскими учеными было разделено на девять книг - по числу муз. Сочинение это условно назвали "Историей", что означало "изыскания".

Любознательный Читатель. Геродота называют «отцом истории», а между тем известно, что в своем труде он не всегда бывает последовательным, допускает "погрешности", как говорится, не всегда сводит концы с концами.

- Да, действительно, при поверхностном взгляде на его труд создается впечатление, что Геродот меньше всего заботится об исторической истине, что книга представляет собой нагромождение разрозненных фактов. Однако историко-филологический анализ его труда привел серьезных ученых к заключению, что Геродот не расположил материал в случайном порядке, а сумел подчинить изложение определенному плану. Он подчеркивает, что считает необходимым писать то, что видел своими глазами, и "передавать то, что говорят, но верить всему не обязан". В этом причина кажущихся иногда противоречий в его рассказе. Геродот сделал шаг вперед в сравнении с предшествующими писателями: он первый сумел оторваться от узости местных преданий и выйти к широким горизонтам всеобщей истории тогдашнего мира. Поэтому-то он по праву занимает почетное место "отца истории".

Любознательный Читатель. Первыми из древнейших жителей наших степей, имя которых донесли до нас письменные источники, были киммерийцы. Геродот, конечно же, не обошел их своим вниманием?

- Вы правы. Среди той пестроты народов, племен, родов, которых вспоминает историк, всплывают таинственные киммерийцы - одно из загадочных племен Северного Причерноморья. По сообщению Геродота, да и других историков древности, киммерийцы жили здесь в IХ-VII веках до н.э. и были изгнаны скифами. В IV книге своей "Истории" Геродот приводит легенду об их изгнании.

"Скифы-кочевники, живущие в Азии, вытесненные… массагетами, ушли... в Киммерийскую землю (именно ее теперь населяют скифы, а в древности, как говорят, она принадлежала киммерийцам). При нашествии скифов киммерийцы стали держать совет, так как войско наступало большое, и мнения у них разделились. По мнению народа, следовало покинуть страну, а не подвергаться опасности, оставаясь лицом к лицу с многочисленным врагом. А по мнению царей, следовало сражаться за страну с вторгавшимися... Первые советовали уйти, отдав без боя страну вторгавшимся. Цари же, подумав о том, сколько хорошего они здесь испытали и сколько возможных несчастий постигнет их, изгнанных из отечества, решили умереть и покоиться в своей земле, но не бежать вместе с народом. Когда же они приняли это решение, то, разделившись на две равные части, стали сражаться друг с другом. И всех их, погибших от руки друг друга, народ киммерийцев похоронил у реки Тираса (Днестра), и могила их еще и теперь видна. Похоронив их, народ таким образом покинул страну, и скифы, придя, заняли безлюдную страну".

Рассказ этот, записанный Геродотом двести дет спустя после описываемых событий, по-видимому, основан на какой-то местной легенде, распространенной среди ольвиополитов, передавших его Геродоту.

Л ю б о з н а т е л ь н ы й   Ч и т а т е л ь. В каких еще источниках упоминаются киммерийцы?

- Имя киммерийцев дошло до нас в многочисленных источниках: ассиро-вавилонских, урартских, иудейских, персидских, греческих. О них, например, находим упоминание в "Одиссее" Гомера. По Гомеру, киммерийцы - мифическое племя (киммериане), живущее далеко на севере, в стране, вечно покрытой мраком, у входа в царство Аида: "Там народ и город людей киммерийских, окутанных мглой и тучами".

Страбон, живший в I веке до нашей эры, в своей "Географии" возразил ему: "Достоверно также зная, что киммерийцы жили близко к северу и вокруг туманного Боспора Киммерийского(1), поэт Гомер удобно перенес их в какое-то хмурое место около ада, выгодное ему для сказочных рассказов в описании путешествия Одиссея..."

Любознательный Читатель. Где же жили киммерийцы на самом деле?

 - Увы, сугубо категорического ответа на этот вопрос пока не существует. "Киммерийский ребус" (по меткому выражению А.Островерхова) состоит из множества гипотез, и ни одна из них не имеет достаточно серьезных оснований для решительных утверждений. Одни исследователи помещают их от Днестра до Керченского пролива, включая Таманский полуостров. Другие расширяют территорию киммерийцев на Запад, до Дуная, вплоть до современной Венгрии и Болгарии. Большинство же историков, как древних, так и современных, опираясь на приведенную Геродотом киммерийскую топонимику, локализуют киммерийцев в Северном Причерноморье с эпицентром в районе Керченского пролива. "Киммерийской землей" называет и северо-западные Берега Понта (2) римский поэт Публий Овидий Назон (43 год до н. э. - 18 год н. э.).

Любознательный Читатель. Что же еще известно о киммерийцах?

- Известно, что они вели кочевой образ жизни и были очень мобильны, что они были прекрасными всадниками. Находки предметов вооружения киммерийского времени, главным образом наконечников стрел, подтверждают свидетельства клинописных и античных источников о том, что киммерийцы были воинственны и совершали походы в страны Ближнего Востока - Ассирию и Урарту. От набегов киммерийцев страдали многие районы Азии. В 70-е годы VII века до н. э. они захватили Фригию, а в 50-е годы – Лидию. 0 киммерийско-скифском проникновении в Малую Азию свидетельствуют находки древнейших "скифских" наконечников стрел при раскопках Богазкёя, Сард, Гордиона и других городов современной Турции. Знаменитый ассирийский царь Ашшурбанипалу вынужден был признать, что киммерийцы «моих пращуров не боялись и мои, царя, ноги не обнимали».

Л ю б о з н а т е л ь н ы й   Ч и т а т е л ь. Можно ли судить об общественном устройстве киммерийцев?

- Материалы киммерийских погребений говорят о разделении их на воинскую аристократию как верхушку общества и на рядовых общинников. По-видимому, они создавали воинские объединения, когда совершали свои походы. Рассказ Геродота о борьбе скифов с киммерийцами свидетельствует об отсутствии какой-либо централизованной власти у киммерийских племен и о существовании у них нескольких царей - исследователи считают их племенными вождями.

Поражение киммерийцев в борьбе со скифами позволяет предполагать, что скифы превосходили своих врагов как в военном, так и в организационном отношении.

Любознательный Читатель. Кроме военных походов, можно ли говорить о какой-либо хозяйственной деятельности киммерийцев?

- Трудность в том, что киммерийские и скифские памятники в настоящее время не могут быть разграничены с достаточной достоверностью. И все-таки доминирующим остается мнение, что киммерийцы - носители срубной культуры - культуры развитого бронзового века.

Найденные предметы вооружения (лук со стрелами, мечи и кинжалы), относящиеся к киммерийскому времени, конское снаряжение, сосуды (в основном кубки), керамическая и деревянная посуда, украшения, кости животных, остатки жертвенной пищи и другое - позволяют судить о хозяйственной деятельности и открывают повседневную жизнь этого народа.

Любознательный Читатель. В последнем десятилетии в прессе, особенно в местной, появились публикации о сенсационной находке - киммерийских поселениях, найденных в Березанском районе Николаевской области - вблизи села Анатолиевки и других. Обнаружены остатки жилищ, сложенных из камней. Подробно описан план такого поселения, планировка домов. В одной из публикаций сообщалось даже, что найдена своеобразная карта киммерийских городов. Как следует относиться к этому? Действительно ли это разгадка одной из исторических тайн?     

- Отнесение найденного в Березанском районе поселения к киммерийскому - прежде всего гипотеза, пока еще не укладывающаяся в рамки общепринятых теорий. Трудность проблемы в том, что в изучении памятников материальной культуры наблюдается диспропорция: в основном ведутся раскопки курганов, тогда как раскопки поселений и городищ производят эпизодически. И найти место открытия в общей системе, подтвердить другими данными нет возможности.

Любознательный Читатель. Не было ли попыток расшифровать слово "киммерийцы? Интересно было бы знать, что оно обозначает.

- Некоторые исследователи выводят этноним "киммерийцы" от древнегреческого слова, означающего "зимние", считая, что киммерийцы жили в стране вечного холода. Другие считают, что слово это надо выводить от фракийского "черный", "темный". А так как у древних народов черный цвет ассоциировался с севером (как, впрочем, белый - с югом), то и выходит, что киммерийцы - это северяне, народы, которые проживают на севере от кого-либо. Такое название могло возникнуть у народов, которые проживали на юге от Северного Причерноморья.

Любознательный Читатель. Можно ли отнести киммерийцев к какой-либо этнической принадлежности?

- Существует мнение, что киммерийцы - фракийское племя. Другие считают их иранцами. Связывали их также со славянами и другими народами. В настоящее время наиболее распространенной является гипотеза о родстве киммерийцев со скифами. Оба эти народа были одинаковыми по образу жизни, по языку, имели сходные элементы культуры. Заметных различий в культуре киммерийцев и скифов в VIII-VII веках до н. э., обитавших в степях Северного Причерноморья, не было. Наблюдается преемственность их в некоторых особенностях погребального обряда, в местной лепной керамике. Но есть и различия. Так, например, у киммерийцев отсутствуют изделия в скифском зверином стиле. Есть свидетельства, что военные походы в страны Передней Азии в ранний период своей истории скифы совершали вместе с киммерийцами, вплоть до начала VI века до н. э.

И.Д.Дьяконов (1980 год), анализируя восточные источники, высказал даже предположение, что "киммерийцы" - это историческая фикция. Такого народа вообще не было. Ими были скифы, а слово "киммерийцы" в восточных источниках означает: "подвижный отряд, вторгавшийся с севера". Однако гипотеза эта пока не получила признания.

Любознательный Читатель. И, наконец, традиционный вопрос - куда делись киммерийцы?

- Вытесненные скифами, они ушли в Азию. Здесь, в районе Синопа, они смешались с местным населением. Оставшиеся ассимилированы скифами же. После этого события киммерийцы уже не известны, но память об их пребывании в Северном Причерноморье надолго сохранялась в названиях местностей и поселений, особенно в восточном Крыму: Боспор Киммерийский, Киммерийский перевоз, Киммерийский вал, область Киммерия, поселение Киммерик, Киммерида.

Как видите, наши знания о киммерийцах очень скудны и состоят из сплошных противоречий. Как совместить с точки зрения так называемого здравого смысла такие противоречивые понятия: кочевники, имеющие города, занимающиеся земледелием; родство со скифами и изгнание ими же; были ли киммерийцы вообще или это те же скифы - и другие? Вопросы, вопросы, вопросы...

Ковалева О.Ф.,Чистов В.П. Очерки истории культуры Южного Прибужья.(От истоков до начала XX века) Кн.1.Из прошлого культурной жизни на Николаевщине [Текст] / Ковалева О.Ф.,Чистов В.П. - Николаев : Тетра, 2000. -С.8-13.

Опубліковано: Середа, 21 березня 2012, 11:19
История Южного Прибужья Друк E-mail

История Южного Прибужья уходит в далекое прошлое. Большинство специалистов считает, что заселение его началось около пятнадцати тысяч лет тому назад. Остатки поселений этого далекого времени найдены вблизи сел Аннетовки Доманевского района и Пелагеевки Новобугского района.

Первыми племенами, о которых упоминается в письменных источниках, были киммерийцы. Они жили в Северном Причерноморье в IХ-VII веках до нашей эры. Их сменили скифы, скифов - сарматы, сарматов вытеснили готы - варварские племена сменяют друг друга. В VII веке до нашей эры на территории Северного Причерноморья начинают возникать древнегреческие поселения: Борисфенида - на нынешнем острове Березань, а затем Ольвия и другие.

На протяжении первых столетий нашей эры территорию края постепенно стали заселять славянские племена. Следы их находят повсеместно. Известно, что остров Березань лежал на знаменитом пути "из варяг в греки" и служил базой для оснащения русских судов-однодревок перед длительным переходом через Черное море, которое в IХ-ХIII веках называлось Русским морем.

В начале ХIII века в результате набегов печенегов, половцев, а также татар, постоянно нападавших на Русь, край почти обезлюдел. Во II-й половине ХIV - I-й половине ХV веков земли эти стали ареной борьбы литовских князей против закрепившихся здесь с конца ХIII века ногайских татар. С середины ХIV века территория нынешней Николаевщины зависела от Литвы, а с 1475 года - от Турции, часть земель захватила Польша. Чего только не испытывала эта земля в результате извечного соперничества и борьбы между собой близких соседей!

С ХVI века левобережье Южного Буга тесно связано с историей запорожского казачества. Казачьи зимовники были разбросаны по берегам рек и балок. В то же время большая часть территории области еще в ХVIII веке представляла собой почти не заселенную "дикую степь". Освоение и заселение ее связано с борьбой Русского государства за выход к Черному морю и с созданием Черноморского флота. II-я половина ХVIII века отмечена чрезвычайно насыщенным и ярким этапом в истории края - колонизацией его, в результате которой дикий край в кратчайший срок преобразился.

На первых порах на вновь заселенных землях население занималось в основном сельским хозяйством, в котором преобладало скотоводство, на первом месте - тонкорунное овцеводство. Но уже с 20-х годов XIX века начинает интенсивно развиваться хлебопашество. И вскоре пшеница становится главным товаром экспорта. Что касается промышленности, то развитие ее обусловлено прежде всего потребностями Черноморского флота.

Во время русско-турецкой войны I787-I79I годов, когда возникла острая необходимость в боевых кораблях для молодого Черноморского флота, в 1788 году по приказу Г.А.Потемкина в устье реки Ингула была заложена судостроительная верфь, которая в 1789 году стала именоваться городом Николаевом. С самого рождения город рос и развивался как основная база судостроения для Черноморского флота. С 1795 года здесь размещается управление флотом - канцелярия председателя Черноморского адмиралтейского правления. В том же 1795 году в Николаеве было введено градоначальство, которое в ноябре 1797 года было передано командующему Черноморским флотом, в руках которого была сосредоточена не только военная, но и гражданская власть. Исключение составляет то время - около 8 месяцев (2 октября 1802 -15 мая 1803), когда Николаев становится штатным губернским городом. Централизация же власти еще больше усилилась, когда с 20 марта 1805 года была введена должность Николаевского и Севастопольского генерал-губернатора, а сам Николаев с адмиралтейскими поселениями становится военно-морским губернаторством.

Адмиралтейство, морское артиллерийское училище, Черноморское штурманское училище, гидрографическое депо, морская обсерватория и так далее - все это вехи, составляющие биографию Николаева - города флотского.

Бурный рост судостроения в начале XIX века способствовал оживлению культурной жизни города. В центр Черноморского флота приезжают адмиралы и другие высшие морские чины. В новый город приглашают ученых, специалистов, писателей, художников. Черноморский флот, как и Кавказская армия, был местом ссылки для неблагонадежных, - как правило, это была интеллигенция в самом высоком смысле слова. Все перечисленные факты не могли не отразиться на культурной, интеллектуальной и духовной жизни Николаевщины. Следует также учесть, что хотя Николаев в основном был заселен русскими и украинцами, селились в нем и люди других национальностей, оказавшие влияние на культурный процесс.

После поражения России в Крымской войне I853-I856 годов, согласно Парижскому мирному договору, Россия была лишена права иметь в Черном море военно-морской флот. Строительство судов резко сократилось. Город Николаев как центр военно-морского флота оказался не у дел. Наступила пора безвременья, после которого Николаев меняет свое лицо: из флотского, военно-морского город становится торговым. На первое место выступает торговля хлебом, особенно с открытием торгового порта (1862 год) и появлением железной дороги (1873 год). Меняется состав населения: на смену военным приходят купцы, промышленники, ремесленники. Возрастают потребности гражданского населения. Намечается резкое оживление его культурной жизни: расширяется сеть общеобразовательных учебных заведений, открываются театры, библиотеки, музеи, возникают различные общественные организации, призванные служить просветительским целям. Город мечтает об университете.

В 70-е годы XIX века, после девансирования Парижского военного договора, возобновляется строительство военных кораблей, появляется ряд крупных предприятий. К концу XIX века Николаев становится крупным торгово-промышленным центром на юге страны.

Ковалева О.Ф.,Чистов В.П. Очерки истории культуры Южного Прибужья.(От истоков до начала XX века) Кн.1.Из прошлого культурной жизни на Николаевщине [Текст] / Ковалева О.Ф.,Чистов В.П. - Николаев : Тетра, 2000. - С.6-8.

Опубліковано: Середа, 21 березня 2012, 11:03