СТАТИСТИКА ВІДВІДУВАНЬ

17859219
Сьогодні
Вчора
На цьому тижні
Цього місяця
Попереднього
Загалом
12929
13016
74915
39677
358132
17859219

Ваша ІР адреса: 172.20.0.2
2023-06-03 17:46

Календар

Липень 2023
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Нд
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2

Історія

Головатый Антон Андреевич Друк E-mail

Антон Головатый.

Запорожец.

Кошевой писарь Новой Запорожской Сечи, войсковой судья, кошевой атаман Черноморского казачьего войска, Антон Андреевич Головатый учился в Киевской духовной академии, был ритором в ней, но, мечтая о подвигах, о борьбе с турками, бросил ее и подался в 1757 году в Запорожскую Сечь. В Сечи быстро оценили его храбрость, образованность, распорядительность, живой ум и окрестили "головатым". С этой кличкой он и вошел в историю. Через пять лет он был избран атаманом куреня (полка), писарем при кошевой администрации.

В 1787 году, когда началась русско-турецкая война, Головатый, в числе других атаманов, принял участие в формировании из бывших запорожцев "войска верных казаков", которое в 1788 году за подвиги и мужество в войне на Черном море было переименовано в Черноморское казачье войско. Антон Головатый избран был в нем войсковым судьей. В период военных действий он возглавил вновь созданную гребную флотилию и пехоту. Во время штурма Очакова Потемкин приказал Головатому захватить остров Березань, важную турецкую крепость. После жестокого боя крепость была взята. За этот подвиг Головатый первый из казаков получил Георгиевский крест. Черноморское казачье войско во главе с Антоном Андреевичем Головатым принимало участие и в штурме Измаила. После того, как крепость была взята, Потемкин писал в донесении Екатерине II:

«Полковник Головатый с беспредельною храбростью и неусыпностью не только побеждал, но и, лично действуя, вышел на берег, вступил с неприятелем в бой и разбил оного». (7). За победу над Измаилом Головатый получил орден Святого Владимира и золотой Измаильский крест.

Головатый был не только храбрым воином. Это был прекрасный организатор, мудрый и ловкий дипломат. Кроме того, он обладал высокой степени ораторским искусством, необычайным красноречием и остроумием. Не зря войсковая старшина именно его после войны направляет в Петербург с важным поручением - просить у Екатерины II земли на Кубани для Черноморского войска. И тут в полной мере проявляются его дипломатические способности. Он привез с собой в Петербург не только богатые подарки придворным сановникам, но и свою любимую бандуру. Антон Головатый был прекрасным бандуристом и сочинял песни. Когда он ударял по струнам, все вдруг замолкало, все слушали его игру и сочиненные им песни, рисовавшие судьбу запорожца:

Ой, боже наш, боже милостивий!

Вродилися ми в світі нещасливі.

Служили вірно в полі і на морі,

Та й осталися убогі, босі й голі… -

пел он, и непритворные слезы катились по щекам этого бывалого казака.

Екатерина II слушала игру Головатого и восхищалась и пением, и внешностью запорожца, и экзотикой его одежды: среднего роста, смуглый, с большими усами и бритой головой, с оставленным только оселедцем, закрученным несколько раз за левое ухо. Зеленый чекмень с полковничьими галунами, белый жупан с закинутыми назад рукавами, широчайшие шаровары, красные сафьяновые сапоги с серебряными подковами, и грудь, увешанная российскими орденами, - довершали впечатление. Тогда же Головатый обратился к императрице с речью, изысканной, льстивой и витиеватой, в духе того времени:

"Жизнедательным державного веления Твоего словом перерожденный из неплодного бытия, верный Черноморский кош приемлет ныне дерзновение возн

Опубліковано: Середа, 21 березня 2012, 11:51
Бугогардовская паланка Друк E-mail

На Буге, в урочище Запорожский гард (близ нынешнего села Богдановна Доманевского района), находилась казачья слобода Гард. Свое название слобода, как и урочище, получила от Гарда - места ловли рыбы и рыбного завода, построенного запорожцами еще в ХVI веке.

Гард стоял на важном торговом пути и связывал торговлю Запорожья с Польшей и Крымом. Кроме одного из главных шляхов - Черного, здесь проходил еще Гардовый, а также два других от Гарда - Сечевой высший и Сечевой низший. По ним шли многочисленные купеческие караваны и чумацкие обозы. Из множества переправ через Буг переправа у Гарда была одной из главных вплоть до конца ХVIII века. В самом урочище была лодочная, а напротив острова Великого - паромная переправа.

В ХVIII веке у переправы был установлен главный пограничный вооруженный пост, или паланка, получившая название от местностиБугогардовская. У польско-татарской границы, на один километр выше Гарда, стояла застава из восьмидесяти человек во главе с казачьим полковником, без разрешения которого никто не мог переехать границу. При переправе была кузня, которая обслуживала проезжающих.

Бугогардовская паланка занимала территорию между левым берегом Буга и правым Ингульца, с одной стороны, и Днепром и Новосербской границей, с другой стороны.

Когда именно возникла Бугогардовская паланка, неизвестно. По предположению Дмитрия Ивановича Яворницкого, земля запорожских казаков была разделена на паланки в 1734 году, после возвращения запорожцев из-под власти крымского хана в Россию. А так как Бугогардовская паланка была одной из первых, то и основание ее можно отнести приблизительно к этому времени.

На запрос, что такое Бугогардовская паланка, кошевой Алексей Белицкий 4 августа 1760 года отвечает: "В урочище Гард Запорожские казаки прежде сего и ныне ежегодно в летнее время, для ловли рыбы, отправляются з Сечи и из зимовников, и тамо чрез все лето даже до самой осени находятся. А как это уже самое граничное место, то для порядочности между рыболовами и казаками, от Коша полковник с особенною пристойною командою казаков Запорожских туды отправляются. На зимнее же время в ближние к Сечи места, а именно: в Великий и Малый Ингул (Ингулец) приходят".

В Бугогардовской паланке сел не было, но стояли значительные запорожские команды для охраны границ и рыбного промысла. Команда состояла из 375 казаков (летом до 500 человек), под начальством полковника и двух старшин. В предписании говорится, что полковнику "Гардовому Иосифу Ковалевскому, около Гарду по-над рекою Бугом, по Ингулу и в других тамошних местах" следует осуществлять надзор за территорией. Размещались казаки в пятидесяти шалашах, двух избах и десяти землянках. Сохранился план Запорожского гарда и оттиски войсковых печатей, паланочной и двух полковых.

На территории паланки стояли зимовники: в урочище Соколы, Вербовом, Балацком, Мигеи, Корабельном, Громоклее. Кроме рыбной ловли, казаки Бугогардовского ведомства занимались охотой.

На Гардовом острове ежегодно устанавливалась казачья походная церковь во имя Покрова пресвятой Богородицы. Она существовала уже в 1742 году. Когда казаки шли в поход, церковь свою они брали с собой.

Гард постоянно подвергался нападениям со стороны поляков, татар и турок. В 1740 году отряды казаков польского графа Потоцкого, возглавляемые изменником Савой Чалым, варварски разрушили Гард, но запорожцы отстроили его снова.

 

План Запорожского гардана реке Буг

Объяснение к плану Запорожского гарда на реке Буг

Составлено инженер-полковником Даниэлем де-Боксетом

Остров, на котором весной запорожские казаки имеют жительство.

2.Церковь.

3.Гарды, или рыбные заколы.

4.Осеннее жительство казаков.

5.Начало турецкой границы.

6.Камень Пугач, высотой 20 сажень.

Печати Бугогардовской паланки.

(«З української старовини.» К., «Мистецтво», 1991).

 

Джерело: Ковалева О.Ф.,Чистов В.П. Очерки истории культуры Южного Прибужья.(От истоков до начала XX века) Кн.1.Из прошлого культурной жизни на Николаевщине [Текст] / Ковалева О.Ф.,Чистов В.П. - Николаев : Тетра, 2000. -С.25-26.

Опубліковано: Середа, 21 березня 2012, 11:48
Запорожское казачество в Побужье Друк E-mail

Нижнее течение Южного Буга, левый берег его, явилось местом, где с ХV века начали селиться и постепенно приобрели на него свои права запорожские казаки.

Вплоть до ХVII века делались попытки установить границу между запорожскими землями и Турцией. По универсалу 1655 года, данному казакам Богданом Хмельницким, определялись границы вольностей запорожских казаков. Пограничной чертой владений их с юго-западной стороны, начиная от Польши, была определена речка Синюха, впадающая в Буг с левой стороны.

«Межевая запись» 1705 года, составленная уполномоченными от России и Турции, официально подтверждала и уточняла уже существующую границу между Запорожьем и Турцией. Она тянулась от Орлика (ныне Первомайск) вниз по Бугу, до его левого притока Сухого Ташлыка, затем поворачивала на юго-восток и, пересекая речки Мертвовод, Громоклею, Ингул, Висунь, Ингулец, шла прямо вниз, до устья Бугского лиманаоколо 180 километров (3).

Река Южный Буг играла важнейшую (наряду с Днепром) роль в истории запорожских казаков. Они называли ее «Бог», «славной» рекой, а окрестности Побожьем. О запорожских временах повествует топонимика окрестностей Побужья. Самый большой порог (из 21 порога на Буге) носил название Запорожский. СкалыПротычанская (или Высокая), Компанейская, Сова, Брама, Пугач; островаГардовый, Мамая, Кременцов, Андреев. Среди пещер наиболее известная Кузня (против села Мигеи на левом берегу); косы: Жабурная, Осницкая, Балабанова, Ожарская, Русская, Волошская; мысы: Семенов, Скельский. И, наконец, реки: Синюха, Мертвовод, Гарбузинка, Солониханосят названия казачьи, запорожские.

Для охраны территории запорожские казаки устанавливали пограничные посты, заставы, бекеты (пикеты). Такие заставы были во многих местах. Так, например, выше Гарда на 1 км, у польско-татарской границы была застава из 80 человек во главе с полковником, без ведома которого никто не мог переехать границу. А.Скальковский приводит документрапорт кошевого атамана Запорожской Сечи Григория Федоровича Лантуха гетману в 1756 году: «Полковникам: Гардовому Иосифу Ковалевскому, около Гарду по-над рекою Бугом, по Ингулу и в других тамошних местах» следует осуществлять надзор за территориейнакрепко велено смотреть») (4).

На территории Николаевщины известны заставы: пост и аванпост у Мигеи, укрепление Орлик, пограничная застава Брод, застава Вороновка (с 1745 года, старое название Пондик), Касперово-Николаевка (с 1743 года) – кордон запорожцев с турками; Константиновкапограничный пост на Южном Буге по охране переправы на Богдановских порогахважный торговый путь из Крыма в Польшу; сторожевой зимовник Лысая Гора вблизи русско-польской границы и турецких владений; укрепленный зимовник Куца Балка (Новый Буг). Пограничные разъезды (пикеты) вдоль границ действовали в основном по рекам: Ингулу, Громоклее, Синюхе и особенно по Бугскому лиману.

Для наблюдения за территорией использовались насыпные сторожевые курганы. Их было множество и назывались они «могилами».

По Прибужью шел один из главных запорожских шляховЧерный. Он шел из Польши в Крым и Очаков (Турецкую область). По нему держали свой путь торговцы и чумаки. Кроме него, был Гардовый шлях: из Подолиичерез Буг – в Крым. От Гарда шли еще два шляха: Сечевой высший (от Гарда на Белоновку) и Сечевой низший – шел параллельно высшему, также от Гарда.

Переправляясь через Буг (вброд, на лодках, паромах, плотах), проезжающие платили пошлину – «мостовое» и являлись в Гард. Здесь им давали конвой для безопасности в пути. На каждой переправе снова платили «мостовое». Из бродов и переправ на Южном Буге известны следующие: Витовтов брод (ниже устья Синюхи), Мигийский перевоз (на 3 версты выше Гарда), Гардовый перевоз, Кременецкий брод (на 6 верст ниже Гардового), Безыменный перевоз, Синюхин (Синюшин) брод, Казачий перевоз (на Виноградной косе, что на Спасском мысе). Было еще несколько бродов через речки Мертвовод, Арбузинку, Ингулец и два через Ингул.

Из множества перевозов Бугогардовскийодин из главных (через Буг к Мертвоводу).

Через него переправлялись большей частью купцы польские и малороссийские, едущие в Очаков и из Очакова, в Запорожье и обратно.

Для обслуживания проезжающих при перевозах были кузни.

Запорожское низовое войско делилось в военном отношении на курени, то есть сотни (их было 38), а в территориальномна паланки (всего 8).

На территории нынешней Николаевщины находились Бугогардовская паланкаодин из важнейших форпостов на юге России, часть Прогноинской и Ингульской.

Прогноинская паланка находилась в «Прогноях», то есть у соленых озер на Кинбурнском полуострове, с центром в Прогноинске (ныне Херсонской области). Здесь стоял передовой запорожский пост, наблюдавший за движением татар и турок и охранявший добытчиков соли и всех торговцев, ехавших в Крым, Очаков и Прогной из Запорожья и Малороссии. Озера на Кинбурнской косе запорожцы считали своим достоянием и вывозили добытую в них соль в большом количестве в Запорожье, Малороссию и Польшу. Прогноинская паланка имела свою переправу через Бугский лиман для переезда в Очаков. Прогноинский пост строго охранялся, в нем строго запрещалось «сидеть зимовниками».

Запорожское казачество делилось на сечевых и зимовых казаков – тех, что жили не в Сечи, а в зимовниках. Зимовники – это небольшие хутора, хозяева которых занимались сельским хозяйством, содержали скот, а при некоторых и рыбную ловлю. Зимовник представлял собой большой двор, посреди которого стояло 2-3 хаты и разные хозяйственные постройки. Двор был огорожен. Недалеко от зимовника стояла мельница. Главной обязанностью зимовчан (их называли еще «зимовчаками», «сиднями», «гниздюками», «гречкосиями») было кормить сечевых казаков.

Зимовчаки обрабатывали землю, сеяли разное зерно, разводили скот, заготавливали сено, обрабатывали огороды, устраивали пасеки, садили сады, охотились, ловили рыбу, вели мелкую торговлю и так далее. Район Буга, Ингульца был главным местом конских заводов, урочища по Ингулу и Громоклее – особенно известные места для пчеловодства. Здесь казаки «изрядное количество меду добывали». Среди запорожцев особенно широко было развито рыболовство. Для добычи и переработки рыбы устраивались специальные заводы, при них курени – для проживания рыбаков в зимнее время и шалаши – в летнее.

Заведовали ими «господари», которых в Гарде называли гардовничими. Их помощники (таровчане) управляли таром, или неводом. Рыболовные заводы содержали 3-4 компаньона («односумы»). Из всех рыбных заводов наибольшей известностью пользовался Гард на Буге.

В разных местах Николаевщины по рекам: Бугу. Ингулу, Громоклее, Мертвоводу и другим – располагались зимовники. В 1772 году в Бугогардовской и Ингульской паланках насчитывалось зимовников: по Ингулу – 17, Ингульцу – 11, Громоклее – 11, Бугу – 7, Мертвоводу – 4, Еланцу – 5, Сухому Еланцу – 1. Всего 71(5). В разное время количество их менялось.

Кроме того, были еще загоны для скота и овец – 5, несколько рыбных заводов, при которых для зимы строили землянки, а для лета – шалаши. Таких землянок только по Бугу было 11, шалашей – 39, а всего землянок – 34, шалашей – 59.

Из зимовников возникли и выросли нынешние села: Александровка Вознесенского района, Баловное Новоодесского района (основал казак Яцко Баловня), Баратовка Новобугского района (зимовник запорожца Остапа Басараба), Белевка Казанковского района (зимовник Григория Бельченко, в конце ХVIII века – запорожского полковника Ивана Дмитриева сына Белого), Белоусовка Вознесенского района, Братское, Бугское Вознесенского района (запорожский хутор Глубокая Пристань), Владимировка Казанковского района, Анновка Новобугского района (зимовник казака Петра Сухого), Гурьевка Новоодесского района, Зеленый Гай (Вербове) Баштанского района, Калиновка Жовтневого района (в начале ХVIII века зимовник Карпа Островерха, в 70-х годах ХVIII века - войскового товарища Филиппа Романова, сына Демского), Кандыбино Новоодесского района (зимовник. Когда его получал генерал Кандыба, ему рекомендовали не разрушать зимовник), Касперово-Николаевка Баштанского района (зимовник казака Бурноса), Кисляковка (в составе Лиманов, запорожское поселение, Кисляковский кош, в нем 200 человек конной команды и до 40 камышовых шалашей, а «при них печи для печения хлеба в горе поделаны»; казачья церковь), Костычи Баштанского района, Константиновка Арбузинского района (казачий пограничный пост на Буге), Константиновка Баштанского района, Крутоярка Еланецкого района, Курипчаное Первомайского района, Ленино Баштанского района (старое название Барвинцовка, Забелино, полковничья паланка), Любарка Баштанского района (в составе Касперово-Николаевки, старое название Харкова, зимовник Захария Чепеги), Костуватое Братского района, Крымка Первомайского района, Катериновка Баштанского района (в составе Касперово-Николаевки, старое название Горбулова, зимовник казака Горба), Лысая Гора (сторожевой зимовник), Марьевка Баштанского района (зимовник казака Ивана Сушко), Матвеевка (в составе города Николаева), Мигея Первомайского района, Михайловка Баштанского района (хутор-зимовник казака Мечета), Михайловка Новоодесского района (хутор-зимовник казака Миколы), Новая Одесса (старое название Федоровка, зимовник казака Федора Осадчего), Касперовка (в составе Новой Одессы), Новый Буг (старое название Куца Балка; в ХVI - ХVIII веках зимовники Якова Куцы ( по другим данным Якобы Куцого) и других; укрепленный зимовник), Привольное Баштанского района, Щербани Вознесенского района (зимовник старшины Щербаня) и другие.

По свидетельству Д.И.Яворницкого, на территории нынешней Николаевской области было три казацких церкви: в Орлике, Гарде и Кисляковке. Но, очевидно, их было больше. А.О.Смирнова-Россет, проведшая несколько лет (1813-1820) в сельце Водяном, что на Громоклее, вспоминает, что бабушка водила ее в церковь Андрея Первозванного в семи верстах от Водяного. Ее детский ум поражала икона на которой был изображен образ Андрея Первозванного (6). «Образ был самый уродливый. Святой был похож на казака, всклокоченные черные волосы, злые черные глаза, длинные усы, в красном жупане, он держал какое-то оружие в руках, похожее на алебарду наших старых будочников». Не исключено, что это еще одна казачья церковь, которая не была известна Яворницкому.

Кроме упомянутой топонимики, следы пребывания казачества на наших землях сохранили легенды, думы, народные песнипамятники истории казачества. В Кисляковке, Баловном, Новогригорьевке, Ковалевке и других местах на сельских кладбищах сохранились казачьи надмогильные кресты.

Джерело: Ковалева О.Ф.,Чистов В.П. Очерки истории культуры Южного Прибужья.(От истоков до начала XX века) Кн.1.Из прошлого культурной жизни на Николаевщине [Текст] / Ковалева О.Ф.,Чистов В.П. - Николаев : Тетра, 2000. - С.20-24.

Опубліковано: Середа, 21 березня 2012, 11:44
Свидетели древности (степные курганы) Друк E-mail

Каменная баба. (Из «Історії України-Русі» М.Аркаса)

Проезжая по бескрайним южным степям, мы иногда замечаем небольшие холмы, раскинутые среди распаханных полей. Это курганы - насыпи над древними могилами, в народе и называют их печальным именеммогилы. Следы их сохранились до наших дней, хотя и немногочисленные: разрушительная сила времени и небрежное отношение к ним людей делают свое дело. А между тем, курганы хранят в себе тайны многовековой истории, это один из важнейших источников наших знаний о жизни народов в древние времена. Памятники эпохи меди, бронзы, скифских времен и прочих, они заключают в себе остатки славян, финских, тюркских народов.

Само слово "курган" - тюркского происхождения и, очевидно, унаследовано от одного из кочевавших народов. Курганы следует отличать от могильников, то есть кладбищ, в которых отдельные могилы слабо обозначены, насыпи их часто сливаются в одну сплошную возвышенность, а иногда почти не различаются.

Как правило, курганы (или могилы) расположены на степных возвышенностях, редко на склонах и уж никогда в балках и долинах, преимущественно вдоль рек, служивших путями расселения и торговли, или там, где степи пересекаются глубокими балками. Они бывают одиночными и тогда находятся на большом расстоянии друг от друга, а иногда и по два вместе, бывают и по три и больше, группами. Чем больше курган, тем больше расстояние между ним и соседним.

Расположение курганных насыпей вдоль рек наводит на мысль, что они могли играть роль верстовых столбов - как указатели дороги в местности, где нет других ориентиров. Замечена одна особенность, характерная для всех курганов, сохранивших свой первоначальный вид: скаты их не одинаковы и направлены на четыре стороны света, которые были известны самым древним обитателям земли. Два склона в них - на восток и запад - совершенно одинаковы, на север - круче, а на юг - намного положе. Эта особенность курганов позволяла кочевникам свободно ориентироваться по ним в степях.

Курганами обозначали границы разных владений в степях. Их насыпали в честь или в память каких-либо событий или лиц. Они играли роль сторожевых вышек для обозрения местности, на которой мог появиться неприятель. В "Истории Запорожских казаков" Д.И.Яворницкий сообщает, что запорожцы для наблюдения за движением татар использовали уже готовые древние.могилы, приспосабливая их к своим стратегическим целям. Но часто возводили и новые земляные насыпи. Последние отличались от древних тем, что в них на вершине делалось небольшое углубление для наблюдателя с пушкой. Такие могилы назывались "робленными". Как только в каком-нибудь месте шевелилась высокая степная трава (верный признак движения татар по степи), палили из пушки и оповещали всю окрестность о приближении врага.

На некоторых древних могилах стояли каменные истуканы, изготовленные из известняка или песчаника. Вероятно, это были идолы или божества каких-то кочевавших народов. Чаще всего они были женского рода. Принято считать, что именно поэтому их называли бабами. Но вероятнее всего, это имя пришло к нам из древности от народов, возводивших их. Слово "баба" на тюркских языках означает лицо религиозное. Баба может указывать или на захоронение кого-то из знати, крупного военачальника и так далее, или на то, что там, где стояла баба, было святое место, святилище, храм. В то же время изображение именно женщины свидетельствует о том, что у народов, возводивших эти изваяния, сохранялся еще матриархат или его остатки.

В 1975 году археологической экспедицией АН Украины, руководимой О.Г.Шапошниковой, в селе Нововасильевка на Николаевщине найдено каменное изваяние "Скифский военачальник", изготовленное из местного известняка 2400 лет назад. Длина его около двух метров (в натуральный рост человека). Оно дает представление о скифском воине в полном снаряжении. Статуя, очевидно, стояла когда-то на вершине кургана, насыпанного над надгробием.

В курганах находят остатки тризны, угли от костра, кости животных, посуду и так далее. Почти всегда в могилу клали различную утварь, пищу, оружие, а у некоторых народов тут же или в особых помещениях под насыпью хоронили коней, рабов и жен покойного.

Обычно курганы имеют коническую форму, но изредка встречаются и длинные, имеющие вид вытянутых насыпей, выраставших по мере захоронения членов одного и того же рода.

В прошлом курганы, как правило, имели свои названия: Кошевой, Бабин, Толстый, Гетман, Высокий, Раскопанный и другие. Теперь названия не сохранились, но иногда они закрепились за местностью, на которой находились.

Похороны, особенно знатного лица, были делом всей общины. Скифы, например, похоронив царя, стремились сделать курган как можно выше. Каждый из проходивших мимо могилы бросал в нее землю. Величина холма была показателем многочисленности войска и могущества покойника. С этим древним представлением связан сохранившийся до наших времен обычай, по которому все присутствующие на похоронах должны бросить горсть земли в могилу.

О многом могут поведать нам степные курганы, немые свидетели многовековой истории.

Ковалева О.Ф.,Чистов В.П. Очерки истории культуры Южного Прибужья.(От истоков до начала XX века) Кн.1.Из прошлого культурной жизни на Николаевщине [Текст] / Ковалева О.Ф.,Чистов В.П. - Николаев : Тетра, 2000. -С.18-20.

Опубліковано: Середа, 21 березня 2012, 11:33
Культура Ольвии Друк E-mail

На правом берегу Бугского лимана, близ села Парутино Очаковского района, раскинулся античный город-государство Ольвия, который был основан в начале VI века до нашей эры греками, выходцами из малоазиатского города Милета. Название города означало на греческом языке "счастливая». Во время своего расцвета (V-III века до нашей эры) Ольвия была значительным экономическим и культурным центром Северного Причерноморья. Жители города (ольвиополиты) занимались ремеслами (металлообрабатывающее, гончарное, ювелирное, ткацкое и другие) и сельским хозяйством. Важное место в экономике Ольвии занимала торговля с греческими городами и с соседними скифскими племенами. Ольвия являлась полисом, иначе - автономным государством. Полис ее состоял из собственно города Ольвии и хоры, то есть сельскохозяйственной окрути. По своему политическому устройству Ольвия представляла собой демократическую республику, ограниченную рамками рабовладельческого строя.

В период расцвета Ольвии материальная и духовная культура ее достигла высокого уровня. Она явилась составной частью высокой античной греческой культуры, в то же время в соприкосновении с окружающими ее племенами постепенно приобрела местные особенности, дав совершенно новую культуру.

Высокого уровня достигли в Ольвии градостроительное искусство, строительная техника, архитектура, скульптура, прикладное искусство - все это заимствовано греческими переселенцами из метрополии. Памятники материальной и духовной культуры, найденные при раскопках Ольвии, представляют собой значительную художественную ценность. Это - античная скульптура: "куросы" (скульптурные изображения юноши с развитой мускулатурой - победителя состязания), терракоты (небольшие статуэтки из обожженной глины), рельефы с различными сюжетными изображениями. Мраморные стелы, фигурные сосуды, различные ювелирные украшения, бронзовое литье, резные изделия из кости, мозаика, полихромная вазопись, торевтика (изготовление металлических изделий путем гравировки, тиснения, чеканки) - все это дает представление о высоком художественном уровне греческих мастеров. Особое место занимает привозная расписная керамика с чернофигурными и краснофигурными изображениями, а также чернолаковая посуда - каждая из них представляет собой художественное произведение.

Сравнительно высокой для того времени была духовная культура Ольвии. Значительная часть населения была грамотной. Сохранились многочисленные греческие тексты, вырезанные на камне, надписи, процарапанные на сосудахграффити, на надгробных памятниках, свидетельствующие о широком распространении грамотности среди населения. Известно, что в IV веке до нашей эры в Ольвии был театр, в котором ставили трагедии и комедии, а также выступали приезжие музыканты, поэты, ораторы. В городе были и свои профессиональные музыканты, актеры. Жители Ольвии, как сообщает греческий философ и оракул Дион Хрисостом, посетивший Ольвию в I веке нашей эры, особенно любили произведения Гомера и почти все знали наизусть "Илиаду".

Среди ольвиополитов были свои авторы: ритор Бион Борисфенит (III век до нашей эры), софист и историк Посейдоний (III - I половина II века до нашей эры), Дионисий (конец III - I половина II века до нашей эры), написавший исследование по географии Северо-Западной части Причерноморья. Помимо перечисленных авторов, следует отметить безымянных для нас поэтов V века до нашей эры, писавших надгробные надписи в Олъвии.

О развитии физической культуры в Ольвии свидетельствует специальное спортивное сооружение - гимнасий. В нем молодежь, кроме учебы, занималась физическими упражнениями, борьбой, легкой атлетикой (прыжки, метание диска, копья) и другими видами спорта. Философы, ученые, риторы проводили с ними беседы. Руководил гимнасием гимнасиарх. Должность его приравнивалась к наивысшим в государстве. Сохранилась надпись, свидетельствующая о том, что спортом занимались высшие должностные лица: "Евресивий, сын Адоя, когда занимал должность архонта, победил в беге и прыжках".

Общественная жизнь в Ольвии была достаточно насыщенной и активной. Здесь проходили народные собрания, религиозные праздники и процессии в честь почитаемого божества, сопровождающиеся состязаниями, например, конными состязаниями в честь Ахилла.

В ольвийском пантеоне наиболее почитаемыми божествами были Аполлон Дельфиний, Деметра, Дионис, Кора-Персифона, Афина, Ольбиос, Ахилл Понтарх.

Ольвия, как и другие государства Северного Причерноморья, принесла с собой античную цивилизацию со всеми ее особенностями и достижениями на берега Черного моря. Греки, как носители более высокой культуры, оказали определенное влияние на культуру и последующее развитие местных народов.

Ковалева О.Ф.,Чистов В.П. Очерки истории культуры Южного Прибужья.(От истоков до начала XX века) Кн.1.Из прошлого культурной жизни на Николаевщине [Текст] / Ковалева О.Ф.,Чистов В.П. - Николаев : Тетра, 2000. -С.16-18.

Опубліковано: Середа, 21 березня 2012, 11:29
Геродот и Скифия Друк E-mail

Геродот.

Римская копия с греческого оригинала ІІІ в. до н.э. Национальный музей. Копенгаген

 

Любознательный Читатель. Давайте перейдем к скифам. Интересно, что сообщает о них Геродот.

- Сразу же отметим замечательную черту "отца истории" - он относится к "варварам", то есть иноземцам, с не меньшим уважением, чем к грекам. Четвертая книга "Истории" Геродота - истинный клад сведений о Скифии и скифах. Всем, что мы знаем о них, мы в основном обязаны Геродоту.

 Л ю б о з н а т е л ь н ы й   Ч и т а т е л ь. Да, но о скифах писали и другие авторы.

- О них писали и другие историки, греческие и римские. Но до сих пор история Геродота остается наиболее ценным и богатейшим источником сведений о них. Он первый сделал попытку очертить территорию Скифии. Интересно, для нас особенно, что центральным пунктом Скифии Геродот называет греческую колонию Ольвию.

Любознательный Читатель. Из этого вытекает, что он был в Ольвии?

- Вопрос спорный. Сам Геродот об этом умалчивает. Среди ученых единого мнения нет. Академик Борис Александрович Рыбаков, например, считает, что, безусловно, был.

Л ю б о з н а т е л ь н ы й   Ч и т а т е л ь. Любопытно, какой видел Геродот Скифию.

 - Он пишет, что поверхность Скифии ровная и безлесная, за исключением Гилеи.

Л ю б о з н а т е л ь н ы й   Ч и т а т е л ь. В местной прессе читал, будто бы наши «Лески» - ни что иное, как остатки Гилеи. Возможно ли это?

- Возможно. При заключении Кючук-Кайнарджийского мирного договора в 1774 году между Россией и Турцией описывали земли, которые отходили к России. 0 территории, занятой ныне Николаевом, писали, что на всем полуострове нет никаких достопримечательностей, за исключением тридцати пяти рощ и лесков дубового происхождения, а также источника пресной питьевой воды диаметром с блюдце. Отсюда и произошло название микрорайонаЛески. Ну, а Гилея, по Геродоту, - это лесистая область Скифии. 0 ней он говорит, что она находится за Борисфеном - от моря. Еще он говорит, что Гилея находится вблизи Ахиллова Бега. Большинство исследователей, придерживаясь точного смысла слов Геродота, считает, что Гилея начиналась на левом берегу Днепра от Кинбурнской косы и шла к востоку, между лиманом и морем. Полагают, что следы описанного Геродотом леса сохранились в пойме нижнего Днепра. Небольшие рощицы остались на Кинбурнском полуострове и в окрестностях Цюрупинска. В конце ХVIII - начале ХIХ веков исчез Байтальский лес на Тилигуле, лес на Громоклее. По сообщениям старожилов села Парутино, до конца XIX века возле самой Ольвии в степи и по балкам сохранялись отдельные перелески.

Любознательный Читатель. Вы упомянули Ахиллов Бег. Что это и откуда такое название?

- В отношении Ахиллова Бега ученые пришли к единому мнению, что это Тендровская коса. Согласно легенде, Ахилл праздновал здесь победу и устраивал состязания в беге.

Но вернемся к Скифии. Климат ее показался южанину-Геродоту суровым. Зима продолжается восемь месяцев, - пишет он. Среди главных рек (а их Геродот насчитывает восемь) он называет Борисфен и Гипанис.

Любознательный Читатель. Днепр и Южный Буг?

- Совершенно верно. О Южном Буге Геродот сообщает, что "река" Гипанис на расстоянии пяти дней плавания еще узкая и вода в ней пресная, а отсюда до моря на расстоянии четырех дней плавания вода чрезвычайно горькая. Ведь в нее впадает горький источник… Название источника и той местности, откуда он вытекает, - по-скифски "Экзампей".

 Любознательный Читатель. Что это за источник и где он находится?

- Исследователи считают, что источник этот - один из притоков Буга, и называют речки Солониху, Мертвовод, Синюху, Кодыму или соленую речку Гнилой Еланец. Единого мнения нет. Но наиболее распространенное мнение, что это речка Синюха. Вопрос этот для нас, жителей данных мест, имеет особо важное значение, так как связан с проблемой местопребывания скифов-пахарей, которых Геродот расположил у Экзампея.

 Л ю б о з н а т е л ь н ы й   Ч и т а т е л ь. Скифы - и вдруг пахари - это что-то новое. Обычно скифы считаются кочевым племенем, не занимающимся земледелием.

- Геродот свидетельствует, что были скифы царские. Они жили в степях между Днепром и Доном. По правобережью нижнего Днепра и в степном Крыму обитали скифы-кочевники. Между Ингулом и Днепром вперемежку с кочевниками жили скифы-земледельцы. В бассейне Южного Буга, близ Ольвии, обитали каллипиды, или эллиноскифы, севернее их - алазоны, а еще севернее - скифы-пахари - оседлое земледельческое население, которое большинство исследователей размещает между Южным Бугом и Днепром в их среднем течении. Археологические находки свидетельствуют об интенсивном развитии земледелия на этой территории и указывают на оседлый образ жизни населения.

Любознательный Читатель. Слыхал, что в наших местах находился храм Деметры, культ которой был распространен в Ольвии. Где именно? Что думают по этому поводу ученые?

- Местонахождение храма Деметры в свое время вызывало и продолжает вызывать многочисленные дискуссии, хотя Геродот довольно точно указывает на место, где он находился: между Борисфеном и Гипанисом «клинообразная полоса земли называется мысом Гиполая, на нем воздвигнут храм Деметры». Напротив храма у Гипаниса обитают борисфениты (так Геродот называет жителей Ольвии).

Уже с XIX века среди исследователей общепринято Гиполаев мыс отождествлять с современным мысом Станиславским. Но при археологических исследованиях Станиславского мыса никаких следов храма не обнаружено. Предполагают, что храм Деметры, построенный на оконечности мыса, обрушился в лиман в связи с интенсивным размыванием прибрежной полосы. Не забывайте, что между тем временем и нашим - бездна в двадцать пять веков!

Любознательный Читатель. И что же, скифы тоже поклонялись Деметре?

- Нет, Деметре они не поклонялись. Они поклонялись семи богам: Гестии, Зевсу, Гее, Аполлону, Афродите, Урании, Гераклу и Арею. Геродот указывает, что "у них не принято воздвигать ни изображений, ни алтарей, ни храмов никому из богов, кроме Ареса". Геродот говорит, что "у всех у них по округам их областей устраиваются святилища Ареса" в виде огромного кургана, на котором водружают железный акинак - скифский меч с коротким железным клинком. Он и является .изображением Ареса - грозного бога войны.

 Л ю б о з н а т е л ь н ы й Ч и т а т е л ь. Профессор Юрий Семенович Крючков рассказывал,  что при строительстве Николаевской морской обсерватории в двадцатых годах XIX века на Спасском холме в массе пепла был найден железный меч. Археологи считают, что это священный меч. Вполне возможно, что здесь находилось одно из скифских святилищ Арея. А вообще-то хотелось бы взглянуть в глаза этих людей, узнать, что они собой представляли, как жили.

- Тут снова нам на помощь приходит Геродот. Он рисует внешний облик этих людей, их образ жизни, нравы. Он подробно описывает существующие у них обычаи очищения, гадания, погребения, жертвоприношения, военные обычаи. От Геродота мы узнаем, что скифы питались пищей мясной и молочной, из кобыльего молока готовилиё масло и творог, о чрезвычайном изобилии в Скифии пчел и о многом другом. Он рассказал нам, как скифы чтут свои обычаи и старательно оберегают их от чужих влияний, особенно греческих.

 Л ю б о з н а т е л ь н ы й   Ч и т а т е л ь. У скифов не было письменности, и все же, не осталось ли каких-либо следов от скифского фольклора, который, безусловно, был у них?

- У скифов, как у всех народов, была своя мифология. Геродот первый, кто записывал ее. Интересно, что действие мифов, переданных Геродотом, происходит в Северном Причерноморье: миф о Геракле и змееногой деве Ехидне, от которых произошел родоначальник и властитель земли скифов; миф о том, как Геракл заснул в холодной Скифии, "натянув на себя львиную шкуру" убитого им льва; миф об амазонках, родина которых – Скифия; миф о сражении Ахилла с амазонками - действие этих мифов разворачивается в Гилее.

Сказочные мотивы отчетливо прослеживаются в преданиях о Таргитае и его трех сыновьях, о трех братьях и умении пользоваться луком, согнуть который мог только сильный герой. Предания о происхождении скифов (скифский миф), о том, что скифский царь выделил грекам территорию Пантикапея, о судьбе Скила и Анахарсиса, погибшего в Гилее, о переселении народов, о бегстве киммерийцев от скифов, о могилах киммерийских царей - все они, по мнению специалистов, восходят к скифскому или киммерийскому эпосу, часть которого была, очевидно, известна Геродоту.

Любознательный Читатель. Так неужели скифы - народ, помнивший свои предания и мифы, тщательно оберегающий свои обычаи от чужого влияния, - как могикане, бесследно исчезли с лика земли?

- Скифское царство просуществовало до II половины III века нашей эры и было уничтожено готами. Скифы были частично вытеснены, частично ассимилированы. Одним словом, растворились среди племен Великого переселения народов.

Карта Северного Причерноморья вV в. до н.э.

Скифский царь и скифские воины

 

Джерело: Ковалева О.Ф.,Чистов В.П. Очерки истории культуры Южного Прибужья.(От истоков до начала XX века) Кн.1.Из прошлого культурной жизни на Николаевщине [Текст] / Ковалева О.Ф.,Чистов В.П. - Николаев : Тетра, 2000. - С.13-16.

Опубліковано: Середа, 21 березня 2012, 11:26
Геродот и Киммерия Друк E-mail

Геродот.

Римская копия с греческого оригинала ІІІ в. до н.э. Национальный музей. Копенгаген

 

Любознательный Читатель. Считается, что первым писателем, рассказавшим о Северном Причерноморье, был древнегреческий историк Геродот. Давно ищу возможность узнать о нем какие-либо подробности. Да и об "Истории" его тоже.

- Геродот, сын Ликса, родился в молоазиатском городе Галикарнасе. Жил приблизительно между 485 и 425 годами до новой эры. Значительную часть своей жизни он посвятил путешествиям в различные страны Европы и Азии, а также в Египет. В числе множества мест, в которых он побывал, - Северное Причерноморье, вплоть до Ольвии. Результатом его путешествий явилось сочинение, которое впоследствии александрийскими учеными было разделено на девять книг - по числу муз. Сочинение это условно назвали "Историей", что означало "изыскания".

Любознательный Читатель. Геродота называют «отцом истории», а между тем известно, что в своем труде он не всегда бывает последовательным, допускает "погрешности", как говорится, не всегда сводит концы с концами.

- Да, действительно, при поверхностном взгляде на его труд создается впечатление, что Геродот меньше всего заботится об исторической истине, что книга представляет собой нагромождение разрозненных фактов. Однако историко-филологический анализ его труда привел серьезных ученых к заключению, что Геродот не расположил материал в случайном порядке, а сумел подчинить изложение определенному плану. Он подчеркивает, что считает необходимым писать то, что видел своими глазами, и "передавать то, что говорят, но верить всему не обязан". В этом причина кажущихся иногда противоречий в его рассказе. Геродот сделал шаг вперед в сравнении с предшествующими писателями: он первый сумел оторваться от узости местных преданий и выйти к широким горизонтам всеобщей истории тогдашнего мира. Поэтому-то он по праву занимает почетное место "отца истории".

Любознательный Читатель. Первыми из древнейших жителей наших степей, имя которых донесли до нас письменные источники, были киммерийцы. Геродот, конечно же, не обошел их своим вниманием?

- Вы правы. Среди той пестроты народов, племен, родов, которых вспоминает историк, всплывают таинственные киммерийцы - одно из загадочных племен Северного Причерноморья. По сообщению Геродота, да и других историков древности, киммерийцы жили здесь в IХ-VII веках до н.э. и были изгнаны скифами. В IV книге своей "Истории" Геродот приводит легенду об их изгнании.

"Скифы-кочевники, живущие в Азии, вытесненные… массагетами, ушли... в Киммерийскую землю (именно ее теперь населяют скифы, а в древности, как говорят, она принадлежала киммерийцам). При нашествии скифов киммерийцы стали держать совет, так как войско наступало большое, и мнения у них разделились. По мнению народа, следовало покинуть страну, а не подвергаться опасности, оставаясь лицом к лицу с многочисленным врагом. А по мнению царей, следовало сражаться за страну с вторгавшимися... Первые советовали уйти, отдав без боя страну вторгавшимся. Цари же, подумав о том, сколько хорошего они здесь испытали и сколько возможных несчастий постигнет их, изгнанных из отечества, решили умереть и покоиться в своей земле, но не бежать вместе с народом. Когда же они приняли это решение, то, разделившись на две равные части, стали сражаться друг с другом. И всех их, погибших от руки друг друга, народ киммерийцев похоронил у реки Тираса (Днестра), и могила их еще и теперь видна. Похоронив их, народ таким образом покинул страну, и скифы, придя, заняли безлюдную страну".

Рассказ этот, записанный Геродотом двести дет спустя после описываемых событий, по-видимому, основан на какой-то местной легенде, распространенной среди ольвиополитов, передавших его Геродоту.

Л ю б о з н а т е л ь н ы й   Ч и т а т е л ь. В каких еще источниках упоминаются киммерийцы?

- Имя киммерийцев дошло до нас в многочисленных источниках: ассиро-вавилонских, урартских, иудейских, персидских, греческих. О них, например, находим упоминание в "Одиссее" Гомера. По Гомеру, киммерийцы - мифическое племя (киммериане), живущее далеко на севере, в стране, вечно покрытой мраком, у входа в царство Аида: "Там народ и город людей киммерийских, окутанных мглой и тучами".

Страбон, живший в I веке до нашей эры, в своей "Географии" возразил ему: "Достоверно также зная, что киммерийцы жили близко к северу и вокруг туманного Боспора Киммерийского(1), поэт Гомер удобно перенес их в какое-то хмурое место около ада, выгодное ему для сказочных рассказов в описании путешествия Одиссея..."

Любознательный Читатель. Где же жили киммерийцы на самом деле?

 - Увы, сугубо категорического ответа на этот вопрос пока не существует. "Киммерийский ребус" (по меткому выражению А.Островерхова) состоит из множества гипотез, и ни одна из них не имеет достаточно серьезных оснований для решительных утверждений. Одни исследователи помещают их от Днестра до Керченского пролива, включая Таманский полуостров. Другие расширяют территорию киммерийцев на Запад, до Дуная, вплоть до современной Венгрии и Болгарии. Большинство же историков, как древних, так и современных, опираясь на приведенную Геродотом киммерийскую топонимику, локализуют киммерийцев в Северном Причерноморье с эпицентром в районе Керченского пролива. "Киммерийской землей" называет и северо-западные Берега Понта (2) римский поэт Публий Овидий Назон (43 год до н. э. - 18 год н. э.).

Любознательный Читатель. Что же еще известно о киммерийцах?

- Известно, что они вели кочевой образ жизни и были очень мобильны, что они были прекрасными всадниками. Находки предметов вооружения киммерийского времени, главным образом наконечников стрел, подтверждают свидетельства клинописных и античных источников о том, что киммерийцы были воинственны и совершали походы в страны Ближнего Востока - Ассирию и Урарту. От набегов киммерийцев страдали многие районы Азии. В 70-е годы VII века до н. э. они захватили Фригию, а в 50-е годы – Лидию. 0 киммерийско-скифском проникновении в Малую Азию свидетельствуют находки древнейших "скифских" наконечников стрел при раскопках Богазкёя, Сард, Гордиона и других городов современной Турции. Знаменитый ассирийский царь Ашшурбанипалу вынужден был признать, что киммерийцы «моих пращуров не боялись и мои, царя, ноги не обнимали».

Л ю б о з н а т е л ь н ы й   Ч и т а т е л ь. Можно ли судить об общественном устройстве киммерийцев?

- Материалы киммерийских погребений говорят о разделении их на воинскую аристократию как верхушку общества и на рядовых общинников. По-видимому, они создавали воинские объединения, когда совершали свои походы. Рассказ Геродота о борьбе скифов с киммерийцами свидетельствует об отсутствии какой-либо централизованной власти у киммерийских племен и о существовании у них нескольких царей - исследователи считают их племенными вождями.

Поражение киммерийцев в борьбе со скифами позволяет предполагать, что скифы превосходили своих врагов как в военном, так и в организационном отношении.

Любознательный Читатель. Кроме военных походов, можно ли говорить о какой-либо хозяйственной деятельности киммерийцев?

- Трудность в том, что киммерийские и скифские памятники в настоящее время не могут быть разграничены с достаточной достоверностью. И все-таки доминирующим остается мнение, что киммерийцы - носители срубной культуры - культуры развитого бронзового века.

Найденные предметы вооружения (лук со стрелами, мечи и кинжалы), относящиеся к киммерийскому времени, конское снаряжение, сосуды (в основном кубки), керамическая и деревянная посуда, украшения, кости животных, остатки жертвенной пищи и другое - позволяют судить о хозяйственной деятельности и открывают повседневную жизнь этого народа.

Любознательный Читатель. В последнем десятилетии в прессе, особенно в местной, появились публикации о сенсационной находке - киммерийских поселениях, найденных в Березанском районе Николаевской области - вблизи села Анатолиевки и других. Обнаружены остатки жилищ, сложенных из камней. Подробно описан план такого поселения, планировка домов. В одной из публикаций сообщалось даже, что найдена своеобразная карта киммерийских городов. Как следует относиться к этому? Действительно ли это разгадка одной из исторических тайн?     

- Отнесение найденного в Березанском районе поселения к киммерийскому - прежде всего гипотеза, пока еще не укладывающаяся в рамки общепринятых теорий. Трудность проблемы в том, что в изучении памятников материальной культуры наблюдается диспропорция: в основном ведутся раскопки курганов, тогда как раскопки поселений и городищ производят эпизодически. И найти место открытия в общей системе, подтвердить другими данными нет возможности.

Любознательный Читатель. Не было ли попыток расшифровать слово "киммерийцы? Интересно было бы знать, что оно обозначает.

- Некоторые исследователи выводят этноним "киммерийцы" от древнегреческого слова, означающего "зимние", считая, что киммерийцы жили в стране вечного холода. Другие считают, что слово это надо выводить от фракийского "черный", "темный". А так как у древних народов черный цвет ассоциировался с севером (как, впрочем, белый - с югом), то и выходит, что киммерийцы - это северяне, народы, которые проживают на севере от кого-либо. Такое название могло возникнуть у народов, которые проживали на юге от Северного Причерноморья.

Любознательный Читатель. Можно ли отнести киммерийцев к какой-либо этнической принадлежности?

- Существует мнение, что киммерийцы - фракийское племя. Другие считают их иранцами. Связывали их также со славянами и другими народами. В настоящее время наиболее распространенной является гипотеза о родстве киммерийцев со скифами. Оба эти народа были одинаковыми по образу жизни, по языку, имели сходные элементы культуры. Заметных различий в культуре киммерийцев и скифов в VIII-VII веках до н. э., обитавших в степях Северного Причерноморья, не было. Наблюдается преемственность их в некоторых особенностях погребального обряда, в местной лепной керамике. Но есть и различия. Так, например, у киммерийцев отсутствуют изделия в скифском зверином стиле. Есть свидетельства, что военные походы в страны Передней Азии в ранний период своей истории скифы совершали вместе с киммерийцами, вплоть до начала VI века до н. э.

И.Д.Дьяконов (1980 год), анализируя восточные источники, высказал даже предположение, что "киммерийцы" - это историческая фикция. Такого народа вообще не было. Ими были скифы, а слово "киммерийцы" в восточных источниках означает: "подвижный отряд, вторгавшийся с севера". Однако гипотеза эта пока не получила признания.

Любознательный Читатель. И, наконец, традиционный вопрос - куда делись киммерийцы?

- Вытесненные скифами, они ушли в Азию. Здесь, в районе Синопа, они смешались с местным населением. Оставшиеся ассимилированы скифами же. После этого события киммерийцы уже не известны, но память об их пребывании в Северном Причерноморье надолго сохранялась в названиях местностей и поселений, особенно в восточном Крыму: Боспор Киммерийский, Киммерийский перевоз, Киммерийский вал, область Киммерия, поселение Киммерик, Киммерида.

Как видите, наши знания о киммерийцах очень скудны и состоят из сплошных противоречий. Как совместить с точки зрения так называемого здравого смысла такие противоречивые понятия: кочевники, имеющие города, занимающиеся земледелием; родство со скифами и изгнание ими же; были ли киммерийцы вообще или это те же скифы - и другие? Вопросы, вопросы, вопросы...

Ковалева О.Ф.,Чистов В.П. Очерки истории культуры Южного Прибужья.(От истоков до начала XX века) Кн.1.Из прошлого культурной жизни на Николаевщине [Текст] / Ковалева О.Ф.,Чистов В.П. - Николаев : Тетра, 2000. -С.8-13.

Опубліковано: Середа, 21 березня 2012, 11:19
История Южного Прибужья Друк E-mail

История Южного Прибужья уходит в далекое прошлое. Большинство специалистов считает, что заселение его началось около пятнадцати тысяч лет тому назад. Остатки поселений этого далекого времени найдены вблизи сел Аннетовки Доманевского района и Пелагеевки Новобугского района.

Первыми племенами, о которых упоминается в письменных источниках, были киммерийцы. Они жили в Северном Причерноморье в IХ-VII веках до нашей эры. Их сменили скифы, скифов - сарматы, сарматов вытеснили готы - варварские племена сменяют друг друга. В VII веке до нашей эры на территории Северного Причерноморья начинают возникать древнегреческие поселения: Борисфенида - на нынешнем острове Березань, а затем Ольвия и другие.

На протяжении первых столетий нашей эры территорию края постепенно стали заселять славянские племена. Следы их находят повсеместно. Известно, что остров Березань лежал на знаменитом пути "из варяг в греки" и служил базой для оснащения русских судов-однодревок перед длительным переходом через Черное море, которое в IХ-ХIII веках называлось Русским морем.

В начале ХIII века в результате набегов печенегов, половцев, а также татар, постоянно нападавших на Русь, край почти обезлюдел. Во II-й половине ХIV - I-й половине ХV веков земли эти стали ареной борьбы литовских князей против закрепившихся здесь с конца ХIII века ногайских татар. С середины ХIV века территория нынешней Николаевщины зависела от Литвы, а с 1475 года - от Турции, часть земель захватила Польша. Чего только не испытывала эта земля в результате извечного соперничества и борьбы между собой близких соседей!

С ХVI века левобережье Южного Буга тесно связано с историей запорожского казачества. Казачьи зимовники были разбросаны по берегам рек и балок. В то же время большая часть территории области еще в ХVIII веке представляла собой почти не заселенную "дикую степь". Освоение и заселение ее связано с борьбой Русского государства за выход к Черному морю и с созданием Черноморского флота. II-я половина ХVIII века отмечена чрезвычайно насыщенным и ярким этапом в истории края - колонизацией его, в результате которой дикий край в кратчайший срок преобразился.

На первых порах на вновь заселенных землях население занималось в основном сельским хозяйством, в котором преобладало скотоводство, на первом месте - тонкорунное овцеводство. Но уже с 20-х годов XIX века начинает интенсивно развиваться хлебопашество. И вскоре пшеница становится главным товаром экспорта. Что касается промышленности, то развитие ее обусловлено прежде всего потребностями Черноморского флота.

Во время русско-турецкой войны I787-I79I годов, когда возникла острая необходимость в боевых кораблях для молодого Черноморского флота, в 1788 году по приказу Г.А.Потемкина в устье реки Ингула была заложена судостроительная верфь, которая в 1789 году стала именоваться городом Николаевом. С самого рождения город рос и развивался как основная база судостроения для Черноморского флота. С 1795 года здесь размещается управление флотом - канцелярия председателя Черноморского адмиралтейского правления. В том же 1795 году в Николаеве было введено градоначальство, которое в ноябре 1797 года было передано командующему Черноморским флотом, в руках которого была сосредоточена не только военная, но и гражданская власть. Исключение составляет то время - около 8 месяцев (2 октября 1802 -15 мая 1803), когда Николаев становится штатным губернским городом. Централизация же власти еще больше усилилась, когда с 20 марта 1805 года была введена должность Николаевского и Севастопольского генерал-губернатора, а сам Николаев с адмиралтейскими поселениями становится военно-морским губернаторством.

Адмиралтейство, морское артиллерийское училище, Черноморское штурманское училище, гидрографическое депо, морская обсерватория и так далее - все это вехи, составляющие биографию Николаева - города флотского.

Бурный рост судостроения в начале XIX века способствовал оживлению культурной жизни города. В центр Черноморского флота приезжают адмиралы и другие высшие морские чины. В новый город приглашают ученых, специалистов, писателей, художников. Черноморский флот, как и Кавказская армия, был местом ссылки для неблагонадежных, - как правило, это была интеллигенция в самом высоком смысле слова. Все перечисленные факты не могли не отразиться на культурной, интеллектуальной и духовной жизни Николаевщины. Следует также учесть, что хотя Николаев в основном был заселен русскими и украинцами, селились в нем и люди других национальностей, оказавшие влияние на культурный процесс.

После поражения России в Крымской войне I853-I856 годов, согласно Парижскому мирному договору, Россия была лишена права иметь в Черном море военно-морской флот. Строительство судов резко сократилось. Город Николаев как центр военно-морского флота оказался не у дел. Наступила пора безвременья, после которого Николаев меняет свое лицо: из флотского, военно-морского город становится торговым. На первое место выступает торговля хлебом, особенно с открытием торгового порта (1862 год) и появлением железной дороги (1873 год). Меняется состав населения: на смену военным приходят купцы, промышленники, ремесленники. Возрастают потребности гражданского населения. Намечается резкое оживление его культурной жизни: расширяется сеть общеобразовательных учебных заведений, открываются театры, библиотеки, музеи, возникают различные общественные организации, призванные служить просветительским целям. Город мечтает об университете.

В 70-е годы XIX века, после девансирования Парижского военного договора, возобновляется строительство военных кораблей, появляется ряд крупных предприятий. К концу XIX века Николаев становится крупным торгово-промышленным центром на юге страны.

Ковалева О.Ф.,Чистов В.П. Очерки истории культуры Южного Прибужья.(От истоков до начала XX века) Кн.1.Из прошлого культурной жизни на Николаевщине [Текст] / Ковалева О.Ф.,Чистов В.П. - Николаев : Тетра, 2000. - С.6-8.

Опубліковано: Середа, 21 березня 2012, 11:03