Література і театр
Ковальский Иван Мартынович (1850-1878) |
Публицист, литературный критик, народник.
Родился в семье сельского священника Подольской губернии. Учился в Подольской духовной семинарии, но был исключен за пропагандистскую деятельность. Позднее поступает в Новороссийский университет. За участие в студенческих сходках был арестован, а затем выслѰн в Николаев под надзор полиции.
Из Николаева бежит в Одессу, где живет на нелегальном положении. Здесь создает кружки оппозиционно настроенной молодежи. Занимается журналистикой. В марте 1871 года на страницах "Новороссийского телеграфа" появилась его полемическая статья, озаглавленная "Глашатаи женского вопроса”, направленная против нападок "Одесского вестника'' на "новых людей”, выведенных на страницах романа Н.Г.Чернышевского "Что делать?"
В июне 1874 года Ковальский переезжает в Николаев, где поступает на работу корректором в газету "Николаевский вестник". Создает в городе народническую организацию, в которую, кроме него, входят Иван Дробязгин, Егор Имшенецкий, Федор Юрковский, Павел Рябков, сестры Анна и Александра Алексеевы, Мария Ленц. Для проведения революционной агитации, в первую очередь среди крестьян-сектантов, Ковальский и его товарищи выезжали в окрестные села: Гурьевку, Солониху, Константиновку и другие, В одну из таких поездок, 30 сентября 1874 года, на железнодорожной станции Доброе (ныне Явкино, находящееся в одиннадцати километрах от Баштанки) Ковальский и еще несколько членов организации были арестованы полицией. Обвиненный в "пропаганде в империи", Ковальский шесть месяцев провел в Николаевском тюремном военно-морском остроге (морской тюрьме).
При обыске у Ковальского в его корректорской комнате были найдены и конфискованы его бумаги, в числе которых находились и рукописи литературно-критического характера, предназначенные для публикации, но не допущенные к печати. Это статьи: "Самодержавное мещанство как продукт темного царства" (продолжение полемики с противниками Н.Г.Чернышевского), "Жизнь подневольная" (на тему эмансипации женщин), "Письмоиз деревни" (созданное на материале фольклора), "Что такое светловщина?" (о романе И.В.Омулевского "Шаг за шагом" (1870), близком по своим идейным позициям к роману Чернышевского "Что делать?"), "Классификация романистов" (о писателях, обратившихся к теме "новых людей"), "Замечания о крестьянской реформе вообще и как она привилась в Малороссии" и другие.
После освобождения из заточения (на поруки "с поручительством пятисот рублей") Ковальский живет в Николаеве под надзором полиции (по улице Спасской, 13), зарабатывая себе на жизнь в основном перепиской бумаг.
В конце 1876 года он перебирается в Одессу. Здесь вокруг него формируется кружок революционно настроенной молодежи, куда входили журналист и публицист Н.А.Виташевский, типографский наборщик В.Д.Кленов, сестры Елена и Вера Виттен и другие. В журнале "Отечественные записки" за 1878 год, №№ 3 и 5, под псевдонимом Емельянов, Ковальский печатает большую статью "Рационализм на юге России", посвященную рассмотрению духовно-нравственных основ штундизма, причины возникновения евангелическо-баптистских секти их быстрого распространения.
Полиция, наконец, обнаружила кружок революционеров-народников. В момент ареста Ковальский оказал вооруженное сопротивление, стрелял, пытался бежать. Процесс над Ковальским и его товарищами сопровождался в Одессе мас