Культура та суспільство
Яхт-клуб |
Яхт-клуб - престижное общественное учреждение, объединяющее яхтсменов. Его основателем в Николаеве явился в первую очередь Голиков, капитан I ранга, адъютант Главного командира Черноморского флота вице-адмирала А.А.Пещурова.
12 августа 1887 года в Летнем собрании (в Спасске) состоялось первое собрание почитателей водного спорта, на котором присутствовало 30 человек. 22 сентября 1887 года состоялось второе собрание, на котором был избран комитет и его секретарь - Евгений Николаевич Голиков и разработан устав, на основании которого открыт прием в члены Яхт-клуба. Установлен размер членского взноса - 5 рублей вступительный и 10 рублей годовой.
22 августа 1888 года Морским министерством утвержден устав Николаевского речного яхт-клуба и выделено место на реке Ингуле (под городским бульваром). Здесь была сооружена гавань яхт-клуба, обнесенная забором, построена пристань и деревянный, крытый железом шлюпочный сарай. Стоимость работ составила внушительную сумму - 450 тысяч рублей.
Начинают устраиваться гонки и прогулки на судах. 30 мая 1888 года в день юбилея русского флота состоялась гребная гонка. Призы вручены были команде четверки пол управлением И.Долгополова.
К 1889 году яхт-клуб имел уже 2 приза, число членов выросло до 76 человек. На официальном открытии яхт-клуба 7 мая состоялась первая парусная гонка на четверках и двойках. В ней участвовало 8 судов. Призы получили за I место В.Гончаров (на четверке "Норд-вест"), за II место - Н.Матвеев (на четверке "Сестрица"). С этого времени, если позволяла погода, гонки проводились еженедельно.
Со временем все больше и больше стало ощущаться отсутствие помещений для проведения свободного времени и совещаний. Поэтому с 1893 года комитет стал ходатайствовать об отводе земли в Спасске в пользование яхт-клуба. В том же году Главный командир Черноморского флота и портов вице-адмирал Н.В.Копытов разрешил членам яхт-клуба в летние месяцы перебираться в Спасское урочище, рядом с Царской Пристанью.
26 июля 1896 года управляющий Морским министерством дал согласие на предоставление речному яхт-клубу Николаева во временное и бесплатное пользование участка земли Морского ведомства в Спасске.
В течение 1897 года яхт-клуб окончательно переходит в Спасск. Перенесены сараи, устроена гавань, пристройки и другие сооружения. Построены открытый павильон, постепенно превращенный в закрытый, мастерская и квартира для боцмана, при которой находилась комната для заседаний комитета.
Но закрытый павильон был слишком мал и хлипкой постройки. Поэтому в 1903 году общее собрание членов яхт-клуба постановило: возвести вместо сараев помещение, которое удовлетворяло бы всем нуждам клуба. Такое здание стоимостью около 20 тысяч рублей было построено.
17 мая 1904 года состоялся торжественный прием нового помещения яхт-клуба. Внизу здания находились помещения для приема, хранения и спуска судов. С левой стороны просторный вестибюль вел на верхний этаж - в самое помещение яхт-клуба. Последний состоял из большой столовой, буфета, совещательной, библиотеки, уборных. Чердак был приспособлен под парусную мастерскую. По обеим сторонам фасада возведены две башни.
Здание в стиле итальянского Ренессанса было построено городским архитектором, членом яхт-клуба Леопольдом Леопольдовичем Роде по его же проекту.
Здесь же находился каменный колодец с хорошей подпочвенной водой.
Здание сохранилось до наших дней.
В честь открытия клуба состоялась гонка яхт Николаевского и Одесского клубов. Стартовало 20 судов. Обращаясь к присутствующим на торжестве, командор Одесского яхт-клуба Анатра сказал: "Я не могу скрыть своего чувства невольной зависти, так как в Одессе нельзя даже мечтать о таком просторе и удобствах, какими пользуется Николаевский яхт-клуб". Закончились торжества в час дня традиционным завтраком по подписке, за 3-50 с персоны.
В июне 1898 года при содействии влиятельных членов клуба был открыт маршрут конки в Спасск.
В 1900 году в яхт-клубе было 7 общественных и 20 частных парусных и 8 частных гребных судов. В 1908 году в Николаеве состоялись гребные гонки для дам и воспитанников учебных заведений.
Популярность клуба росла. Его членами в 1908 году стали 200 человек, а в 1914 году - 323 человека. Стали популярными фигурные гонки. Яхт-клуб стал школой мастерства яхтсменов. В мастерских яхт-клуба не только ремонтировались, но и строились спортивные суда.
Яхт-клуб становится любимым местом отдыха. Особенно много публики собиралось в Спасске в праздничные дни, когда проводились увеселительные мероприятия, благотворительные гулянья, парусные гонки, балы, иллюминация. После каждой гонки проводились семейные танцевальные вечера, которые охотно посещали члены и гости яхт-клуба. Во время гонок или прогулок на яхтах на пристани играл оркестр. По воскресеньям устраивались гулянья "при хоре музыки". В яхт-клубе можно было сыграть в шахматы (члены клуба ими очень увлекались и среди них были сильные шахматисты), почитать газеты и журналы.
На спортивной площадке были установлены трапеция, кольца, параллельные брусья, канат, качели, гигантские шаги. На кегельбане играли в кегли, в крокет и городки. На берегу был корт, стол для пинг-понга. Играли в футбол. Демонстрировались кинокартины.
Основные расходы (призы, содержание команды, приобретение судов, ремонт их и построек) покрывались в основном за счет членских взносов и проведения мероприятий. Иногда поступали субсидии от Морского министерства.
Среди почетных членов Николаевского яхт-клуба был Великий князь К.К.Романов, А.А.Пещуров, Н.В.Копытов, С.П.Тыртов, Н.И.Скрыдлов, О.А.Энквист, Е.Н.Голиков и другие. Членами клуба состояли В.В. Рюмин, Н.Н.Аркас. Последний был членом клуба со дня его основания, 9 лет возглавлял комитет клуба и умер его командором.
Джерело: Ковалева О.Ф.,Чистов В.П. Очерки истории культуры Южного Прибужья.(От истоков до начала XX века) Кн.1.Из прошлого культурной жизни на Николаевщине [Текст] / Ковалева О.Ф.,Чистов В.П. - Николаев : Тетра, 2000. - С.166-168.