СТАТИСТИКА ВІДВІДУВАНЬ

21783053
Сьогодні
Вчора
На цьому тижні
Цього місяця
Попереднього
Загалом
5858
11424
17282
281594
281538
21783053

Ваша ІР адреса: 172.20.0.6
2024-04-23 12:20

Календар

Квітень 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Нд
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

Історичні місця

Голта Друк E-mail

Голта - село Херсонской губернии, ныне составная часть города Первомайска Николаевской области. Казаки и украинские беглые крестьяне основали на правом берегу Южного Буга так называемую "ханскую слободу" Голта. Ее название происходит от тюркского слова "Олта" - низина. В 1764 году Кошевой атаман доносил Гетману: "Ханские слободы, которые за рекою Бугом населяются, суть: слобода, называемая Голта с прошлого 1762 года над рекою Бугом, при самой Российской границе, против Слободского козачьего полку слободы Орла (Орлика, Ольвиополя); в ней поселения до 30 изб". (44). До 1791 года Голта принадлежала Турции и была центром каймакамства (наместничества). Согласно Ясскому миру (1791), она присоединена к России. В 1810 году Голта стала предместьем Ольвиополя.

В 1829 году Голта вошла в состав 4-го Бугского уланского полка как военное поселение и стала местопребыванием 12-го округа Новороссийских военных поселений. После их ликвидации Голта стала казенным селом Ананьевского уезда Херсонской губернии. В 1859 году в ней насчитывалось 1225 жителей, в 1891 голу - 819 дворов, 6584 жителей. Со второй половины XIX века Голта становится одним из товарнозерновых центров Новороссийского края. Отсюда производили вывоз хлеба за границу, особенно с открытием железной дороги Голта - Балта (1867), Голта - Елисаветград (1868).

С 80-х годов XIX века в Голте сосредоточено несколько крупных фабрично-заводских предприятий (два механических завода, пивоваренный и другие), действовали базары, лавки, православная церковь, еврейский молитвенный дом, две школы (67 мальчиков и 16 девочек), школа грамотности (53 мальчика и 8 девочек), книжная лавка, вольнопрактикующий врач, аптека. В 1909 году здесь открыто коммерческое училище.

В 1893 году земский начальник Сомов организовал сбор книг и открыл библиотеку, в которой было чуть больше сотни книг.

В 1906 году врач Г.Д.Нифонтов и учительница Н.Н.Нифонтова организовали в Голте общество по "благоустройству с. Голты", в уставе которого записано, что оно имело право упорядочивать колодцы, мостить улицы, сажать деревья, открывать школы и библиотеки. На частные пожертвования, доходы от вечеров и любительских спектаклей (у домовладельца Лисовского наняли две комнаты) закупили книги, выписали газеты и журналы, нашли платного библиотекаря за пять рублей в месяц. Была установлена плата за чтение: детям 0,5 коп., взрослым 15 коп. в месяц и 1 рубль в год как пожертвование. В 1912 году построено здание библиотеки, в нем была открыта народная библиотека с абонементом и читальным залом.

В Голте доживала свой век и похороненаизвестнаяукраинская актриса Е.Ф.Зарницкая (1867-1936).

 

Джерело: Ковалева О.Ф.,Чистов В.П. Очерки истории культуры Южного Прибужья.(От истоков до начала XX века) Кн.1.Из прошлого культурной жизни на Николаевщине [Текст] / Ковалева О.Ф.,Чистов В.П. - Николаев : Тетра, 2000. - С.73-74.

Опубліковано: Четвер, 22 березня 2012, 11:55
Водяное Друк E-mail

Сельцо Водяное основано в 70-е годы ХVIII века. Старое название его Грамаклея (42), которое в украинском народе получило форму Громоклея. Сельцо расположено в долине рек Громоклеи и исчезнувшей речки Водяной. (На карте 1787 года обозначена эта речка - приток Громоклеи). (43). Главное достоинство деревушки - водяные ключи. Очевидно, эта особенность ее закрепилась в названииВодяное. Первые сведения о ней относятся к 1781 году. Она принадлежала тогда Ивану Ивановичу Лореру, и насчитывалось в ней пятнадцать дворов. По преданию, сохранившемуся у местных жителей, в Громоклее ранее был казачий зимовник.

Водяное находилось на "царском тракте", ведущем из Петербурга на юг - в Крым и Одессу. Об этом тракте напоминают сохранившиеся в окрестностях села каменные мостики с арочными сводами в боковой части. В сельце размещалась почтовая станция, которую содержала Екатерина Евсеевна Лорер, рожденная грузинская княжна Цицианова. Старший сын ее Александр Иванович Лорер (1779-1824) -полковник уланского полка, храбрый кавалерист, раненный под Аустерлицем и Фридландом, сражался со шведами в 1809 году. Выйдя в отставку по болезни (весь изрубленный), он поселился в деревне.

Водяное - родовое имение писателя-мемуариста, декабриста Николая Ивановича Лорера, майора Вятского пехотного полка, близкого знакомого М.Ю.Лермонтова. После ссылки он поселился в Водяном и прожил здесь около тридцати лет. Написанные им в Водяном мемуары свидетельствуют о несомненном литературном даровании писателя.

С сельцом Водяное тесно связано имя племянницы декабриста Александры Осиповны Смирновой-Россет, оставившей заметный след в истории отечественной культуры. Вместе с ней провели в Водяном несколько лет ее братья. Живые, одаренные, искрящиеся юмором, для которого Вяземский придумал даже термин «россетство», все они были близкими знакомыми А.С.Пушкина, "домашними людьми" в его доме. Клементий в числе других близких получил экземпляр анонимного пасквиля-диплома, адресованного Пушкину. Аркадий - автор воспоминаний о встречах с Пушкиным, записанных с его слов П.И.Бартеневым и Я.К.Гротом. Иосиф - прототип пажа в стихотворении Пушкина "Паж, или пятнадцатый год". Иосиф, Клементий и Аркадий дежурили у постели умирающего Пушкина и несли его гроб в Конюшенную церковь.

А.О.Смирнова-Россет - автор "Записок", в которых немало краеведческих сведений, страниц воспоминаний о Водяном, где прошли несколько лет мемуаристки. "На станции Водяное, - писала она, - которое так значится на карте Новороссийского края, жила моя бабушка Екатерина Евсеевна Лорер (урожденная княжна Цицианова)... Тогда эта деревушка называлась Грамаклея; и речка, которая там протекает, тоже называлась Грамаклея. За домом был ключ, которым пользовалась вся деревня. Через этот ключ переезжали вброд по большой дороге в Одессу... На большой дороге стоял господский дом, каменный, в один этаж, выкрашенный желтой краской; перед домом был палисадник, в котором росли павилика и заячья капуста. Рядом с домом был сарай, крытый в старновку. На этот сарай прилетали вечером журавли, при самом захождении солнца, самец поднимал одну красную лапку и трещал несколько минут своим красным же носом. "Журавли Богу молятся, - говорили дети и люди, - пора ужинать". Против дома была станция, т.е. хата, тщательно вымазанная, тоже крытая в старновку (особый род соломенной кровли цельными снопами. Крыша выходила приборливой и гладкой), а за этим виднелась только гладь да гладь...

Самое замечательное в Грамаклее, конечно, была ничем не возмущаемая тишина, которая в ней царствовала; особенно, когда в деревушке замолкал лай собак и водворялась синяя, как бархат, теплая ночь. Звезды зажигались вдруг с незаметной быстротой. Окна были открыты настежь; воздух неподвижный, казалось, входил в дом, по деревне стлался легкий и душистый запах, вероятно, от топлива бурьяном; крестьяне ужинали и все погружалось в сон".

В теплых и чрезвычайно интересных воспоминаниях о детстве Смирнова воссоздает события, атмосферу и быт в бабушкином доме и облик людей в маленькой деревушке Громоклее. Особенно ярким встает перед нами образ бабушки Екатерины Евсеевны. Добрая, душевная, большая оригиналка, она в то же время строгая и властная помещица-крепостница, которая при случае применит к своим крепостным и рогатину. Сфера ее мышления ограничивалась очень простой сердечной молитвой, заботой о полевом и домашнем хозяйстве, воспоминаниями о знатных господах, с которыми она была знакома. Смирнова пишет: "Жизнь бабушки была вроде Пульхерии Ивановны и разнообразилась одними хозяйственными заботами. Иногда пересыпали из сита в сито мак, просо, кукурузу, иногда пересматривали белье в кладовой. Гашка, Марийка и Гапка выносили все во двор, выбивали, хлопали, переворачивали и опять вносили в кладовую... Главный же момент был, когда Роман приезжал с почты с деньгами и его появлением заключался день. Бабушка запирала деньги, потом ужинали и расходились уже по своим спальням, где спали все мирным и сладким сном безупречной совести и хорошего здоровья".

Во время ссылки Николая Ивановича Лорера, с 1826 года, имением управляет брат его Дмитрий Иванович Лорер, а после его смерти, с 1868 года - наследница, дочь декабриста Екатерина Николаевна, которая стала женой командира Ольвиопольского полка, полковника Н.Гротгуса. В 1880 году она продает имение и с детьми и мужем переезжает на родину его - в Курляндию.

Хозяином Водяного становится Волохин, который ввел здесь экономические преобразования. С этого времени Водяное называют экономией Волохина. В декабре 1905 года экономия была разгромлена и сожжена крестьянами.

В Водяном бывали многие знатные особы. На станции останавливались императоры. Здесь бывал проездом градоначальник Одессы Э.О.Ришелье, по указанию которого вдоль главной сельской улицы были посажены деревья и заложен парк. В гостях у Н.И. Лорера побывал герой Отечественной войны 1812 года Николай Николаевич Раевский-старший с сыновьями, в 1849 году приезжал Лев Пушкин, брат А.С.Пушкина, в другое время - писательница С.В.Капнист-Скалон, бывший узник Читинского острога Александр Вегелин. Сюда со всех концов России шли письма от друзей Н.И.Лорера - В.А.Жуковского, Н.В.Мейера, И.П.Капниста, декабристов А.Ф.Бригена, А.Е. Розена, А.И.Черкасова, М.М.Нарышкина, И.Д.Якушкина и других. По преданию, по пути из Одессы в Михайловское здесь останавливался Александр Сергеевич Пушкин: гулял в парке, любовался речкой Громоклеей, ее живописными берегами.

В нынешнем селе Водяно-Лорино сохранилась усадьба Лореров: дом, некоторые хозяйственные постройки, мельница, парк. Жив и ключ, "которым пользовалась вся деревня", и даже журавли прилетают сюда каждое лето.

 

Джерело: Ковалева О.Ф.,Чистов В.П. Очерки истории культуры Южного Прибужья.(От истоков до начала XX века) Кн.1.Из прошлого культурной жизни на Николаевщине [Текст] / Ковалева О.Ф.,Чистов В.П. - Николаев : Тетра, 2000. - С.70-73.

Опубліковано: Четвер, 22 березня 2012, 11:53
Вознесенск Друк E-mail

Возник в 1789 году на месте бывшего запорожского зимовника Соколы Бугогардовской паланки. 27 января 1795 года был издан указ об основании Вознесенского наместничества, а затем Вознесенской губернии. Губернский центр нового края решено было строить "над речкой Буг" при местечке Соколах под названием Вознесенск.

В 1803 - 1817 годах Вознесенск - главная станица Бугского казачьего войска, полки которого впоследствии были преобразованы в уланскую поселенческую дивизию. Вознесенск превратился в центр военных поселений Новороссийского края, где жили главным образом военные, мещане, купцы и крестьяне.

По данным Новороссийского

Опубліковано: Четвер, 22 березня 2012, 11:47
Бугогардовская паланка Друк E-mail

На Буге, в урочище Запорожский гард (близ нынешнего села Богдановна Доманевского района), находилась казачья слобода Гард. Свое название слобода, как и урочище, получила от Гарда - места ловли рыбы и рыбного завода, построенного запорожцами еще в ХVI веке.

Гард стоял на важном торговом пути и связывал торговлю Запорожья с Польшей и Крымом. Кроме одного из главных шляхов - Черного, здесь проходил еще Гардовый, а также два других от Гарда - Сечевой высший и Сечевой низший. По ним шли многочисленные купеческие караваны и чумацкие обозы. Из множества переправ через Буг переправа у Гарда была одной из главных вплоть до конца ХVIII века. В самом урочище была лодочная, а напротив острова Великого - паромная переправа.

В ХVIII веке у переправы был установлен главный пограничный вооруженный пост, или паланка, получившая название от местностиБугогардовская. У польско-татарской границы, на один километр выше Гарда, стояла застава из восьмидесяти человек во главе с казачьим полковником, без разрешения которого никто не мог переехать границу. При переправе была кузня, которая обслуживала проезжающих.

Бугогардовская паланка занимала территорию между левым берегом Буга и правым Ингульца, с одной стороны, и Днепром и Новосербской границей, с другой стороны.

Когда именно возникла Бугогардовская паланка, неизвестно. По предположению Дмитрия Ивановича Яворницкого, земля запорожских казаков была разделена на паланки в 1734 году, после возвращения запорожцев из-под власти крымского хана в Россию. А так как Бугогардовская паланка была одной из первых, то и основание ее можно отнести приблизительно к этому времени.

На запрос, что такое Бугогардовская паланка, кошевой Алексей Белицкий 4 августа 1760 года отвечает: "В урочище Гард Запорожские казаки прежде сего и ныне ежегодно в летнее время, для ловли рыбы, отправляются з Сечи и из зимовников, и тамо чрез все лето даже до самой осени находятся. А как это уже самое граничное место, то для порядочности между рыболовами и казаками, от Коша полковник с особенною пристойною командою казаков Запорожских туды отправляются. На зимнее же время в ближние к Сечи места, а именно: в Великий и Малый Ингул (Ингулец) приходят".

В Бугогардовской паланке сел не было, но стояли значительные запорожские команды для охраны границ и рыбного промысла. Команда состояла из 375 казаков (летом до 500 человек), под начальством полковника и двух старшин. В предписании говорится, что полковнику "Гардовому Иосифу Ковалевскому, около Гарду по-над рекою Бугом, по Ингулу и в других тамошних местах" следует осуществлять надзор за территорией. Размещались казаки в пятидесяти шалашах, двух избах и десяти землянках. Сохранился план Запорожского гарда и оттиски войсковых печатей, паланочной и двух полковых.

На территории паланки стояли зимовники: в урочище Соколы, Вербовом, Балацком, Мигеи, Корабельном, Громоклее. Кроме рыбной ловли, казаки Бугогардовского ведомства занимались охотой.

На Гардовом острове ежегодно устанавливалась казачья походная церковь во имя Покрова пресвятой Богородицы. Она существовала уже в 1742 году. Когда казаки шли в поход, церковь свою они брали с собой.

Гард постоянно подвергался нападениям со стороны поляков, татар и турок. В 1740 году отряды казаков польского графа Потоцкого, возглавляемые изменником Савой Чалым, варварски разрушили Гард, но запорожцы отстроили его снова.

 

План Запорожского гардана реке Буг

Объяснение к плану Запорожского гарда на реке Буг

Составлено инженер-полковником Даниэлем де-Боксетом

Остров, на котором весной запорожские казаки имеют жительство.

2.Церковь.

3.Гарды, или рыбные заколы.

4.Осеннее жительство казаков.

5.Начало турецкой границы.

6.Камень Пугач, высотой 20 сажень.

Печати Бугогардовской паланки.

(«З української старовини.» К., «Мистецтво», 1991).

 

Джерело: Ковалева О.Ф.,Чистов В.П. Очерки истории культуры Южного Прибужья.(От истоков до начала XX века) Кн.1.Из прошлого культурной жизни на Николаевщине [Текст] / Ковалева О.Ф.,Чистов В.П. - Николаев : Тетра, 2000. -С.25-26.

Опубліковано: Середа, 21 березня 2012, 11:48
Свидетели древности (степные курганы) Друк E-mail

Каменная баба. (Из «Історії України-Русі» М.Аркаса)

Проезжая по бескрайним южным степям, мы иногда замечаем небольшие холмы, раскинутые среди распаханных полей. Это курганы - насыпи над древними могилами, в народе и называют их печальным именеммогилы. Следы их сохранились до наших дней, хотя и немногочисленные: разрушительная сила времени и небрежное отношение к ним людей делают свое дело. А между тем, курганы хранят в себе тайны многовековой истории, это один из важнейших источников наших знаний о жизни народов в древние времена. Памятники эпохи меди, бронзы, скифских времен и прочих, они заключают в себе остатки славян, финских, тюркских народов.

Само слово "курган" - тюркского происхождения и, очевидно, унаследовано от одного из кочевавших народов. Курганы следует отличать от могильников, то есть кладбищ, в которых отдельные могилы слабо обозначены, насыпи их часто сливаются в одну сплошную возвышенность, а иногда почти не различаются.

Как правило, курганы (или могилы) расположены на степных возвышенностях, редко на склонах и уж никогда в балках и долинах, преимущественно вдоль рек, служивших путями расселения и торговли, или там, где степи пересекаются глубокими балками. Они бывают одиночными и тогда находятся на большом расстоянии друг от друга, а иногда и по два вместе, бывают и по три и больше, группами. Чем больше курган, тем больше расстояние между ним и соседним.

Расположение курганных насыпей вдоль рек наводит на мысль, что они могли играть роль верстовых столбов - как указатели дороги в местности, где нет других ориентиров. Замечена одна особенность, характерная для всех курганов, сохранивших свой первоначальный вид: скаты их не одинаковы и направлены на четыре стороны света, которые были известны самым древним обитателям земли. Два склона в них - на восток и запад - совершенно одинаковы, на север - круче, а на юг - намного положе. Эта особенность курганов позволяла кочевникам свободно ориентироваться по ним в степях.

Курганами обозначали границы разных владений в степях. Их насыпали в честь или в память каких-либо событий или лиц. Они играли роль сторожевых вышек для обозрения местности, на которой мог появиться неприятель. В "Истории Запорожских казаков" Д.И.Яворницкий сообщает, что запорожцы для наблюдения за движением татар использовали уже готовые древние.могилы, приспосабливая их к своим стратегическим целям. Но часто возводили и новые земляные насыпи. Последние отличались от древних тем, что в них на вершине делалось небольшое углубление для наблюдателя с пушкой. Такие могилы назывались "робленными". Как только в каком-нибудь месте шевелилась высокая степная трава (верный признак движения татар по степи), палили из пушки и оповещали всю окрестность о приближении врага.

На некоторых древних могилах стояли каменные истуканы, изготовленные из известняка или песчаника. Вероятно, это были идолы или божества каких-то кочевавших народов. Чаще всего они были женского рода. Принято считать, что именно поэтому их называли бабами. Но вероятнее всего, это имя пришло к нам из древности от народов, возводивших их. Слово "баба" на тюркских языках означает лицо религиозное. Баба может указывать или на захоронение кого-то из знати, крупного военачальника и так далее, или на то, что там, где стояла баба, было святое место, святилище, храм. В то же время изображение именно женщины свидетельствует о том, что у народов, возводивших эти изваяния, сохранялся еще матриархат или его остатки.

В 1975 году археологической экспедицией АН Украины, руководимой О.Г.Шапошниковой, в селе Нововасильевка на Николаевщине найдено каменное изваяние "Скифский военачальник", изготовленное из местного известняка 2400 лет назад. Длина его около двух метров (в натуральный рост человека). Оно дает представление о скифском воине в полном снаряжении. Статуя, очевидно, стояла когда-то на вершине кургана, насыпанного над надгробием.

В курганах находят остатки тризны, угли от костра, кости животных, посуду и так далее. Почти всегда в могилу клали различную утварь, пищу, оружие, а у некоторых народов тут же или в особых помещениях под насыпью хоронили коней, рабов и жен покойного.

Обычно курганы имеют коническую форму, но изредка встречаются и длинные, имеющие вид вытянутых насыпей, выраставших по мере захоронения членов одного и того же рода.

В прошлом курганы, как правило, имели свои названия: Кошевой, Бабин, Толстый, Гетман, Высокий, Раскопанный и другие. Теперь названия не сохранились, но иногда они закрепились за местностью, на которой находились.

Похороны, особенно знатного лица, были делом всей общины. Скифы, например, похоронив царя, стремились сделать курган как можно выше. Каждый из проходивших мимо могилы бросал в нее землю. Величина холма была показателем многочисленности войска и могущества покойника. С этим древним представлением связан сохранившийся до наших времен обычай, по которому все присутствующие на похоронах должны бросить горсть земли в могилу.

О многом могут поведать нам степные курганы, немые свидетели многовековой истории.

Ковалева О.Ф.,Чистов В.П. Очерки истории культуры Южного Прибужья.(От истоков до начала XX века) Кн.1.Из прошлого культурной жизни на Николаевщине [Текст] / Ковалева О.Ф.,Чистов В.П. - Николаев : Тетра, 2000. -С.18-20.

Опубліковано: Середа, 21 березня 2012, 11:33