Історичні місця

Свидетели древности (степные курганы) Друк

Каменная баба. (Из «Історії України-Русі» М.Аркаса)

Проезжая по бескрайним южным степям, мы иногда замечаем небольшие холмы, раскинутые среди распаханных полей. Это курганы - насыпи над древними могилами, в народе и называют их печальным именеммогилы. Следы их сохранились до наших дней, хотя и немногочисленные: разрушительная сила времени и небрежное отношение к ним людей делают свое дело. А между тем, курганы хранят в себе тайны многовековой истории, это один из важнейших источников наших знаний о жизни народов в древние времена. Памятники эпохи меди, бронзы, скифских времен и прочих, они заключают в себе остатки славян, финских, тюркских народов.

Само слово "курган" - тюркского происхождения и, очевидно, унаследовано от одного из кочевавших народов. Курганы следует отличать от могильников, то есть кладбищ, в которых отдельные могилы слабо обозначены, насыпи их часто сливаются в одну сплошную возвышенность, а иногда почти не различаются.

Как правило, курганы (или могилы) расположены на степных возвышенностях, редко на склонах и уж никогда в балках и долинах, преимущественно вдоль рек, служивших путями расселения и торговли, или там, где степи пересекаются глубокими балками. Они бывают одиночными и тогда находятся на большом расстоянии друг от друга, а иногда и по два вместе, бывают и по три и больше, группами. Чем больше курган, тем больше расстояние между ним и соседним.

Расположение курганных насыпей вдоль рек наводит на мысль, что они могли играть роль верстовых столбов - как указатели дороги в местности, где нет других ориентиров. Замечена одна особенность, характерная для всех курганов, сохранивших свой первоначальный вид: скаты их не одинаковы и направлены на четыре стороны света, которые были известны самым древним обитателям земли. Два склона в них - на восток и запад - совершенно одинаковы, на север - круче, а на юг - намного положе. Эта особенность курганов позволяла кочевникам свободно ориентироваться по ним в степях.

Курганами обозначали границы разных владений в степях. Их насыпали в честь или в память каких-либо событий или лиц. Они играли роль сторожевых вышек для обозрения местности, на которой мог появиться неприятель. В "Истории Запорожских казаков" Д.И.Яворницкий сообщает, что запорожцы для наблюдения за движением татар использовали уже готовые древние.могилы, приспосабливая их к своим стратегическим целям. Но часто возводили и новые земляные насыпи. Последние отличались от древних тем, что в них на вершине делалось небольшое углубление для наблюдателя с пушкой. Такие могилы назывались "робленными". Как только в каком-нибудь месте шевелилась высокая степная трава (верный признак движения татар по степи), палили из пушки и оповещали всю окрестность о приближении врага.

На некоторых древних могилах стояли каменные истуканы, изготовленные из известняка или песчаника. Вероятно, это были идолы или божества каких-то кочевавших народов. Чаще всего они были женского рода. Принято считать, что именно поэтому их называли бабами. Но вероятнее всего, это имя пришло к нам из древности от народов, возводивших их. Слово "баба" на тюркских языках означает лицо религиозное. Баба может указывать или на захоронение кого-то из знати, крупного военачальника и так далее, или на то, что там, где стояла баба, было святое место, святилище, храм. В то же время изображение именно женщины свидетельствует о том, что у народов, возводивших эти изваяния, сохранялся еще матриархат или его остатки.

В 1975 году археологической экспедицией АН Украины, руководимой О.Г.Шапошниковой, в селе Нововасильевка на Николаевщине найдено каменное изваяние "Скифский военачальник", изготовленное из местного известняка 2400 лет назад. Длина его около двух метров (в натуральный рост человека). Оно дает представление о скифском воине в полном снаряжении. Статуя, очевидно, стояла когда-то на вершине кургана, насыпанного над надгробием.

В курганах находят остатки тризны, угли от костра, кости животных, посуду и так далее. Почти всегда в могилу клали различную утварь, пищу, оружие, а у некоторых народов тут же или в особых помещениях под насыпью хоронили коней, рабов и жен покойного.

Обычно курганы имеют коническую форму, но изредка встречаются и длинные, имеющие вид вытянутых насыпей, выраставших по мере захоронения членов одного и того же рода.

В прошлом курганы, как правило, имели свои названия: Кошевой, Бабин, Толстый, Гетман, Высокий, Раскопанный и другие. Теперь названия не сохранились, но иногда они закрепились за местностью, на которой находились.

Похороны, особенно знатного лица, были делом всей общины. Скифы, например, похоронив царя, стремились сделать курган как можно выше. Каждый из проходивших мимо могилы бросал в нее землю. Величина холма была показателем многочисленности войска и могущества покойника. С этим древним представлением связан сохранившийся до наших времен обычай, по которому все присутствующие на похоронах должны бросить горсть земли в могилу.

О многом могут поведать нам степные курганы, немые свидетели многовековой истории.

Ковалева О.Ф.,Чистов В.П. Очерки истории культуры Южного Прибужья.(От истоков до начала XX века) Кн.1.Из прошлого культурной жизни на Николаевщине [Текст] / Ковалева О.Ф.,Чистов В.П. - Николаев : Тетра, 2000. -С.18-20.

Опубліковано: Середа, 21 березня 2012